Preview

Социология и право

Расширенный поиск

Цифровые технологии в социальных науках: предмет и метод цифровой социологии

https://doi.org/10.35854/2219-6242-2020-1-49-59

Аннотация

Статья посвящена развитию нового направления исследований в социальных науках — цифровой социологии. Данное направление связано с применением новых цифровых технологий для изучения социальной реальности. Изложены проблемы восприятия цифровой социологии социологическим сообществом. Рассматривается вопрос об использовании таких технологий, как большие данные и интеллектуальный анализ данных в социологических исследованиях.

Об авторе

Е. В. Щекотин
Новосибирский государственный университет экономики и управления; Томский государственный университет
Россия

Евгений Викторович Щекотин — доцент кафедры социологии Новосибирского государственного университета экономики и управления, кандидат философских наук, доцент; научный сотрудник Лаборатории наук о больших данных и проблемах общества Томского государственного университета

630099, г. Новосибирск, ул. Каменская, д. 56



Список литературы

1. Lupton D. Digital Sociology. L., N. Y.: Routledge, 2015. 230 p.

2. Baker M. Digital Transformation. Buckingham: Buckingham Business Monographs, 2014.

3. Срничек Н. Капитализм платформ. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. 128 с.

4. Rogers R. Digital Methods. Cambridge; L.: The MIT Press, 2013. 280 p.

5. Wynn J. Digital Sociology: Emergent Technologies in the Field and the Classroom // Sociological Forum. 2009. № 24 (2). P. 448–456. DOI: 10.1111/j.1573-7861.2009.01109.x

6. Толстова Ю. Н. Социология и компьютерные технологии // Социологические исследования. 2015. № 8. C. 3–13.

7. Lupton D. Op. cit. P. 15–16, 17.

8. Farrell D., Petersen J. C. The Growth of Internet Research Methods and the Reluctant Sociologist // Sociological Inquiry. 2010. № 80 (1). P. 114–125. DOI: 10.1111/j.1475-682X.2009.00318.x

9. Берроуз Р., Севидж М. После кризиса? Big Data и методологические вызовы эмпирической социологии // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 28–35.

10. Marres N. Digital Sociology: The Reinvention of Social Research. Cambridge: Polity Press, 2017.

11. Руденко Н. И. Там, где STS встречает цифру: методология, эксперименты и партиципация. Рецензия на книгу: Marres N. (2017) Digital Sociology: The Reinvention of Social Research. Cambridge: Polity Press // Социология власти. 2018. T. 30. № 3. С. 201–209.

12. Wagner-Pacifici R., Mohr J. W., Breiger R. L. Ontologies, Methodologies, and New Uses of Big Data in the Social and Cultural Sciences // Big Data & Society. 2015. № 2 (2). P. 1–11. DOI: 10.1177/2053951715613810

13. Долгоруков А. М. Интернет и будущее социологии // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 2 (126). С. 32–43. DOI: 10.14515/monitoring.2015.2.03

14. Мосягин А. Б. Использование методологии data mining при решении задач обработки социальных данных // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 2 (126). С. 143–145.

15. Бухарин С. В., Параскевич В. В. Повышение эффективности анализа близости к банкротству на основе методов эконометрики // Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. № 6. С. 1178–1196. DOI: 10.24891/ea.17.6.1178

16. Бродовская Е. В., Домбровская А. Ю., Карзубов Д. Н., Синяков А. В. Развитие методологии и методики интеллектуального поиска цифровых маркеров политических процессов в социальных медиа // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 2017. № 5. С. 79–104. DOI: 10.14515/monitoring.2017.5.06.

17. Мальцева А. В., Шилкина Н. Е., Махныткина О. В. Data mining в социологии: опыт и перспективы проведения исследования // Социологические исследования. 2016. № 3. С. 35–44.

18. Лавров И. А. Цифровая социология и современные методы изучения политической элиты // Вестник университета. 2019. № 6. С. 173–179. DOI: 10.26425/1816-4277-2019-6-173-179

19. Крыштановская О. В. Элита в сетях: новые формы обратной связи в цифровую эпоху // Цифровая социология. 2019. Т. 2. № 2. С. 4–11. DOI: 10.26425/2658-347X-2019-2-4-11

20. Kitchin R. Big Data and Human Geography: Opportunities, Challenges and Risks // Dia- logues in Human Geography. 2013. № 3 (3). Р. 262–267.

21. Chen M., Mao S., Zhang Y., Leung V. C. Big Data. Related Technologies, Challenges, and Future Prospects. Spinger, 2014. 100 p.

22. Hey T., Tansley S., Tolle K. Jim Grey on eScience: A transformed scientific method // The Fourth Paradigm: Data-Intensive Scientific Discovery. Redmond: Microsoft Research, 2009. P. XVII–XXXI.

23. Cioffi-Revilla C. Computational Social Science // Wiley Interdisciplinary Reviews: Computational Statistics. 2010. Vol. 2. No. 3. P. 259–271.

24. Татарова Г. Г. Методологическая травма социолога. К вопросу интеграции знания // Социологические исследования. 2006. № 9. С. 3–12.

25. Одинцов А. В. Социология общественного мнения и вызов Big Data // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 3. С. 30–43. DOI: 10.14515/monitoring.2017.3.04

26. Волков В. В., Скугаревский Д. А., Титаев К. Д. Проблемы и перспективы исследований на основе Big Data (на примере социологии права) // Социологические исследования. 2016. № 1. С. 48–58.

27. Николаенко Г. А. Перспективы использования цифровых следов исследователей для анализа их коммуникативных стратегий (на примере социальной сети Research Gate) // Социология науки и технологий. 2019. Т. 10. № 2. С. 93–109. DOI: 10.24411/2079-0910-2019-12005

28. Dhar V. Data Science and Prediction // Communications of the ACM. 2013. Vol. 56. No. 12. P. 64–73


Рецензия

Для цитирования:


Щекотин Е.В. Цифровые технологии в социальных науках: предмет и метод цифровой социологии. Социология и право. 2020;(1):49-59. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2020-1-49-59

For citation:


Shchekotin E.V. Digital Technologies in Social Sciences: Subject and Method of Digital Sociology. Sociology and Law. 2020;(1):49-59. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2020-1-49-59

Просмотров: 3300


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-6242 (Print)