Preview

Социология и право

Расширенный поиск

Интернет-опросы общественного мнения как инструмент сбора данных для принятия правовых решений

https://doi.org/10.35854/2219-6242-2020-3-25-33

Аннотация

Статья посвящена обоснованию надежности такого инструмента сбора данных, как интернет-опросы. Последовательно изложены аргументы за и против использования онлайн-опросов. В научном сообществе аргумент против нередко выдвигается с учетом идеальных стандартов проведения исследования, зачастую неосуществимых, даже в апробированных методах сбора данных (переписи, телефонных опросах и др.). Исходя из этого, в настоящей статье каждый аргумент против помещается в сравнительную плоскость. Путем рассмотрения обвинений интернет-опросов в недостаточной репрезентативности, смещении выборки и при прочих недостатках совместно с аналогичными аргументами против признанных методик сбора данных выявляется недостаточная теоретическая и методическая фундированность указанных обвинений. Неактуальность аргумента против также выявляется с помощью анализа глобальных и российских тенденций распространения интернета и компьютерной грамотности. Аргументы за изложены в статье с целью показать особенности генерализации выводов, которые получены с помощью онлайн-опросов и с учетом специфики этого вида сбора данных. Представленные авторами доказательства валидности данных, получаемых в рамках онлайн-опросов, являются подтверждением возможности их использования, в том числе для принятия правовых и государственно-управленческих решений при условии учета специфики получаемых данных.

Об авторах

Н. С. Бабич
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН; Российский университет дружбы народов
Россия

Бабич Николай Сергеевич — старший научный сотрудник  доцент кафедры социологии, кандидат социологических наук

117218, Москва, ул.  Кржижановского, д.  24/35, корп. 5

(915) 237-91-75

 



И. В. Батыков
Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН
Россия

Батыков Иван Владимирович — заведующий лабораторией социологической экспертизы, кандидат социологических наук

117218, Москва, ул.  Кржижановского, д.  24/35, корп. 5

(495) 662-97-95



Список литературы

1. Ferl T. E., Millsap L. Remote use of the University of California MELVYL Library System: An online survey // Information Technology and Libraries. 1992. No. 3. P. 285–303.

2. Blasius J., Brandt M. Representativeness in online surveys through stratified samples // Bulletin de Méthodologie Sociologique. 2010. No. 1. P. 5–21.

3. Brown E., Johnson T. P. Diffusion of Web Survey Methodology, 1995–2009 // Survey Research. 2011. No. 1. P. 1–3.

4. Cooke M. The New World of Web 2.0 Research // International Journal of Market Research. 2008. No. 5. P. 569–572.

5. International Handbook of Survey Methodology / ed. by E. D. de Leeuw, J. J. Hox, D. A. Dillman. New York; London: Psychology Press, 2008. 549 p.

6. The SAGE Handbook of Public Opinion Research / ed. by W. Donsbach, M. W. Traugott. London: Sage, 2008. 640 p.

7. Handbook of Survey Research. 2nd edition / ed. by P. V. Marsden, J. D. Wright. Bingley, UK: Emerald Group, 2010. 903 p.

8. Handbook of Survey Methodology for the Social Sciences / ed. by L. Gideon. New York: Springer, 2012. 958 p.

9. Fernandez K. E., Husser J. A., Macdonald M. G. Polling the Pollsters: A Survey of Academic Survey Organizations // Political Science & Politics. 2016. № 4. P. 859–866.

10. О порядке проведения опросов для оценки содержания рекламы: информация Федеральной антимонопольной службы от 6 июля 2012 г. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

11. Методика мониторинга и оценки открытости федеральных органов исполнительной власти: утв. протоколом заочного голосования Правительственной комиссии по координации деятельности открытого правительства от 26 декабря 2013 г. № АМ-П36-89пр. Приложение 2. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

12. Об утверждении методических рекомендаций по внедрению системы оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учетом качества предоставления государственных услуг и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 12 марта 2018 г. № 120: приказ Минэкономразвития России от 22 марта 2019 г. № 156. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

13. Об Основных методологических и организационных положениях федерального статистического наблюдения «Социально-демографическое обследование (микроперепись населения) 2015 года»: приказ Росстата от 30 декабря 2013 г. № 503. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс».

14. Couper M. Web surveys: A review of issues and approaches // Public Opinion Quarterly. 2000. No. 4. P. 464–494.

15. Россия в цифрах. 2019. Краткий статистический сборник / под ред. П. В. Малкова. М.: Росстат, 2019. 549 с.

16. Пояснительная записка Федеральной службы государственной статистики к проекту федерального закона № 00/04-18364/09-14/85-13-4 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения Всероссийской переписи населения» от 9 сентября 2014 г. Справ.-правовая система «Гарант».

17. Социально-демографический портрет России: по итогам Всероссийской переписи населения 2010 г. / под ред. М. А. Дианова. М.: Статистика России, 2012. 183 с.

18. Dutwin D., Lavrakas P. J. Trends in Telephone Outcomes, 2008–2015 // Survey Practice. 2016. No. 2. P. 1–9.

19. Vehovar V., Manfreda K. L. Overview: online surveys // The SAGE handbook of online research methods / ed. by N. G. Fielding, R. M. Lee, G. Blank. London: Sage, 2008. P. 177–194.

20. Kwak N., Radler B. A comparison between mail and web surveys: Response pattern, respondent profile, and data quality // Journal of official statistics. 2002. No. 2. P. 257– 273.

21. Herzog A. R., Rodgers W. L. Age and response rates to interview sample surveys // Journal of Gerontology. 1988. No. 6. P. 200–205.

22. Herzog A. R., Rodgers W. L. Interviewing older adults: Mode comparison using data from a face-to-face survey and a telephone resurvey // Public Opinion Quarterly. 1988. No. 1. P. 84–99.

23. Manfreda K. L., Berzelak J., Vehovar V., Bosnjak M., Haas I. Web surveys versus other survey modes: A meta-analysis comparing response rates // International journal of market research. 2008. No. 1. P. 79–104.

24. Кокрен У. Методы выборочного исследования. М.: Статистика, 1976. 440 c.

25. Williams D., Brick J. M. Trends in US face-to-face household survey nonresponse and level of effort // Journal of Survey Statistics and Methodology. 2018. No. 2. P. 186–211.

26. Groves R., Peytcheva E. The Impact of Nonresponse Rates on Nonresponse Bias a Metaanalysis // Public Opinion Quarterly. 2008. No. 2. P. 167–189.

27. Bethlehem J. Selection bias in web surveys // International Statistical Review. 2010. No. 2. P. 161–188.

28. Fricker R. D. J. Sampling methods for web and e-mail surveys // The SAGE handbook of online research methods / ed. by N. G. Fielding, R. M. Lee, G. Blank. London: Sage, 2008. P. 195–216.

29. Tapia J. A., Menéndez J. A. Probabilistic Web survey methodology in education centers: An example in Spanish schools // Survey Practice. 2015. No. 3. P. 1–9.

30. Schmidt W. C. World-Wide Web survey research: Benefits, potential problems, and solutions // Behavior Research Methods, Instruments, & Computers. 1997. No. 2. P. 274–279.

31. Оберемко О. А. О фальсификации, фабрикации и мистификации в методике. Рецензия на книгу Рогозина Д. М., Ипатовой А. А. Насколько разумна наша вера в результаты «бумажных» квартирных опросов? // Мониторинг общественного мнения. Экономические и социальные перемены. 2015. № 4. С. 227–236.

32. Matthijsse S. M., de Leeuw E. D., Hox J. J. Internet panels, professional respondents, and data quality // Methodology. 2015. No. 3. P. 81–88.

33. Sudman S., Wansink B. Consumer panels. 2nd ed. Chicago: American marketing association, 2002. 233 p


Рецензия

Для цитирования:


Бабич Н.С., Батыков И.В. Интернет-опросы общественного мнения как инструмент сбора данных для принятия правовых решений. Социология и право. 2020;(3):25-33. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2020-3-25-33

For citation:


Babich N.S., Batykov I.V. Internet Public Opinion Surveys as a Data Collecting Tool for Making Legal Decisions: Analysis of the Context and Reasons for Using. Sociology and Law. 2020;(3):25-33. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2020-3-25-33

Просмотров: 452


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-6242 (Print)