Проблемы межпоколенного взаимодействия в коммерческих организациях и пути их решения
https://doi.org/10.35854/2219-6242-2021-2-53-65
Аннотация
Одной из ключевых проблем функционирования любой коммерческой организации, независимо от ее размера, рода ее деятельности и численности персонала, является проблема взаимодействия различных социальных групп. Данная проблема может возникать во взаимопонимании между руководителями и подчиненными, между сотрудниками различных подразделений компаний, в виде конкуренции между сотрудниками одного отдела. Но наиболее остро она проявляется во взаимодействии сотрудников, относящихся к разным поколениям. При этом, как показывает опыт исследований, проблема межпоколенного взаимодействия сегодня носит характер столкновения мировоззрений — цифрового и постиндустриального. В настоящей статье будут рас- смотрены особенности представителей различных поколений, осуществляющих совместную трудовую деятельность в рамках коммерческой организации, и предложены методы разрешения противоречий, возникающих в процессе этой деятельности, сформулированные посредством исследования взглядов представителей нескольких поколений. В заключение автор предлагает свои суждения о таких современных трендах управления человеческим ресурсом, как саморазвивающаяся организация и проведение ассессментов.
Об авторе
А. Н. ЛевицкаяРоссия
Левицкая Александра Николаевна — аспирант кафедры экономики и управления социально-экономическим системами
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., 44а
Список литературы
1. Авакова Э. Б., Покровская Н. Н., Шелепова М. В. Социологическое исследование подходов к социализации и трудовой интеграции молодых квалифицированных сотрудников // Актуальные проблемы социологии и управления: межвузовский сборник науч. тр. СПб.: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2017. С. 5–13.
2. Абабкова М. Ю., Покровская Н. Н. Цифровая экономика знаний и будущее рынка труда как факторы эволюции когнитивной модели университета 4.0 // Архитектура университетского образования: современные университеты в условиях единого информационного пространства: сб. тр. III Национальной науч.-метод. конф. с междунар. участием / под ред. И. А. Максимцева, В. Г. Шубаевой, Л. А. Миэринь. СПб.: Санкт- Петербургский государственный экономический университет, 2019. С. 5–12.
3. Strauss B., Strauss W., Howe N. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: Morrow, 1991. 538 p.
4. Попов Н. П. Российские и американские поколения XX века: откуда пришли миллениалы? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2018. № 4. С. 309–323. DOI: 10.14515/monitoring.2018.4.15
5. Левада Ю. А. Ищем человека // Социологические очерки. 2000–2005. М.: Новое издательство, 2006. 382 с.
6. Шамис Е., Антипов А. Теория поколений // Маркетинг. Менеджмент. 2007. № 6. С. 42–46.
7. Асташова Ю. В. Теория поколений в маркетинге // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2014. Т. 8. № 1. С. 108–114.
8. Поколение Х: почему стоит брать на работу людей старше 40 лет [Электронный ресурс] // Директор по персоналу: практический журнал по управлению человеческими ресурсами. 2020. 5 августа. URL: https://www.hr-director.ru/article/67742-pokolenieh-pochemu-stoit-brat-na-rabotu-lyudey-starshe-40-let-20-m8#rab2 (дата обращения: 17.05.2021).
9. Левицкая А. Н. Проблемы межпоколенного взаимодействия в организациях // Гуманитарные и естественно-научные исследования: основные дискуссии: материалы XXVIII Всерос. науч.-практ. конф. Ростов н/Д: Приоритет, 2021. С. 100–106.
10. Иванов М. С., Яницкий М. С. Мобильность как стратегия обеспечения личной безопасности в представлениях молодежи «поколения Z» // Цифровое кочевничество как глобальный и сибирский тренд: сб. материалов III Междунар. трансдисциплинарной науч.-практ. WEB-конференции. Томск: Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2017. С. 125–133. DOI: 10.17223/9785946216104/18
11. Бурова Н. В., Коноплянник Т. М., Покровская Н. Н. Формы занятости высококвалифицированных специалистов промышленности: влияние прекаризации на интеллектуальный капитал // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2019. Т. 1. С. 95–98.
12. Купчинская М. А., Юдалевич Н. В. Клиповое мышление как феномен современного общества // Бизнес-образование в экономике знаний. 2019. № 3 (14). С. 66–71.
13. Бергсон А. Два источника морали и религии / пер. с фр., послесловие, примечания А. Б. Гофмана. М.: КДУ, 2010. 288 с.
14. Неверов А. В. Оценка персонала в системе управления социальным развитием организации // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 1-2. С. 284–287.
15. Шмидт Э., Игл А., Розенберг Д. Как работает Google. М.: Эксмо, 2015. 384 с.
16. Бабосов Е. М., Вайнилович Э. Г., Бабосова Е. С. Управление персоналом. М.: Тетра-Системс, 2012. 288 c.
17. Покровская Н. Н. Нормативная и ценностная регуляция экономического поведения российских работников // Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Т. 11. № 3. С. 100–110.
18. Голохвастов Д. В., Покровская Н. Н., Смирнов П. Д. Системные нормативные регуляторы поведения рыночных агентов в условиях экономики знаний // Социология и право. 2014. № 4 (26). С. 12–23.
19. Патутина Н. А. Организация взаимодействия и мотивации персонала компании // Мотивация и оплата труда. 2011. № 01 (25). С. 28–41.
20. Асташов В. В. Эффективный тайм-менеджмент // Синергия наук. 2019. № 31. С. 847–851.
21. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Справ.-правовая система «КонсультатПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/3a585d0351c74adc4c988b6019d704cdd9d3699/ (дата обращения: 10.05.2021).
22. Покровская Н. Н., Бойко С. В., Тамбиев С. Г. Труд и человеческий капитал // Научная мысль. 2019. Т. 8. № 2 (32). С. 65–71.
23. Никифорова Л. Анализируйте текучесть персонала, и вы много узнаете о компании // Кадровое дело. 2013. № 2. С. 48–59.
24. Левицкая А. Н., Покровская Н. Н. Карьерные ожидания и планы молодых специалистов на рынке труда // Журнал социологии и социальной антропологии. 2021. Т. 24. № 1. С. 105–137. DOI: 10.31119/jssa.2021.24.1.5
25. Наставничество на государственной гражданской службе [Электронный ресурс] // Министерство труда РФ. URL: https://mintrud.gov.ru/ministry/programms/gossluzhba/16/7 (дата обращения: 11.04.2021).
26. Субочева О. Н. Наставничество как фактор эффективности организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 12. С. 25–27.
27. Дементьева А. О. Дедлайн, как способ достижения цели // Student. 2019. Т. 2. № 3. С. 2.
28. Муравская Е. О., Сосид С. В., Самохвалова С. М. Тайм-менеджмент и стратегическое управление // Управление человеческими ресурсами — основа развития инновационной экономики. 2011. № 3. С. 546–551.
29. Демина Н. В. К вопросу о функциях и методах управления качеством продукции // Университетские чтения — 2011: материалы научно-методических чтений Пятигорского государственного лингвистического университета / отв. ред. З. А. Заврумов. Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет, 2011. С. 140–145.
30. Трейси Б. Тайм-менеджмент по Брайану Трейси. Как заставить время работать на вас / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2013. 102 с.
31. Молодчик А. В. Теория и практика формирования саморазвивающейся организации. Екатеринбург: Уральское отделение РАН, 2001. 248 с.
32. Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации / пер. с англ. Б. Пинскера, И. Татариновой. М.: Олимп-Бизнес, 2009. 417 с.
33. Ильясов Д. Ф. Самообучающаяся организация как феномен и стратегия (на примере общеобразовательного учреждения) // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 153–156.
34. Гервин Д. Создание обучающихся организаций // Harvard Business Review. March 93. Р. 34.
35. Идрисова А. Р. Понятие самообучающейся организации // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 1-4. С. 115–177.
36. Шкерин А. В. Наставничество как инструмент самообучающейся организации // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2018. № 2 (50). С. 109–114.
37. Адамчук В. В., Ромашов О. В., Сорокина М. Е. Экономика и социология труда: учебник. М.: ЮНИТИ, 2000. 407 с.
38. Геранюшкина Г. П. Особенности технологии ассессмент-центров // Сибирский психологический журнал. 2005. № 21. С. 16–22.
Рецензия
Для цитирования:
Левицкая А.Н. Проблемы межпоколенного взаимодействия в коммерческих организациях и пути их решения. Социология и право. 2021;(2):53-65. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2021-2-53-65
For citation:
Levitskaya A.N. Problems of Intergeneration Interaction in Commercial Organizations and Ways of Their Solution. Sociology and Law. 2021;(2):53-65. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2021-2-53-65