Социальное предпринимательство как фактор развития российской экономики
https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-1-8-17
Аннотация
В статье речь идет о том, что динамичное развитие общества в постиндустриальный период связано, с одной стороны, с массовым включением граждан в социально-экономическую активность и расширение инициативных проектов, с другой — с развитием коммуникационных технологий, позволяющих договариваться о совместной деятельности и достижении общественно значимых целей. Согласно авторской позиции, социальное предпринимательство представляет собой социальный институт, выполняющий в дифференцированной общественной структуре задачи и функции, которые ранее были случайным образом «разбросаны» по точечным видам деятельности (благотворительности, добровольчеству) наряду с политической активностью. Последняя должна быть направлена на реализацию общего блага. Предпринимательство как квинтэссенция самостоятельного осмысления и принятия решений, выходя на уровень решения общественных задач (вместе с задачей создания добавочной ценности), сегодня отражает формирование новой значимой силы, фактора, способного существенно изменить форматы решения групповых и общественных проблем в тех случаях, если рыночные и государственные механизмы не позволяют достичь целевого результата.
Об авторах
С. О. СнисаренкоРоссия
Светлана Олеговна Снисаренко — кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления социально-экономических систем
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44А
А. Г. Абызов
Россия
Анатолий Гаврилович Абызов — кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры экономики и управления социально-экономических систем
190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44А
С. Н. Малявин
Россия
Сергей Николаевич Малявин — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социологии
191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
Список литературы
1. Galbreith J. K. Economics and the Public Purpose. Boston: Houghton Mifflin, 1973. 334 p.
2. Schutz A., Luckmann Th. The Structures of the Life-World / Translated from the German by R. M. Zaner and H. T. EngelhardtJr. Evanston, Illinois: Northwestern University Press, 1973. 335 p.
3. Margulyan Yu., Pokrovskaia N. Social regulations mechanisms in the post-modern changing world // GISAP: Economics, Jurisprudence and Management. 2014. No. 5. Р. 6–8.
4. Клепикова Т. В. Развитие социального бизнеса в России // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 4. С. 282−286.
5. Дорошенко Н. Н., Капица С. И., Покровская Н. Н. Модернизация социальной политики государства и реформирование социально-управленческих технологий // Социология и право. 2013. № 4 (21). С. 20–35.
6. Капица С. И. Решения 3D-менеджмента для управления компанией: 15-летний опыт управленческого консультирования. СПб.: Гуманитарный фонд, 2008. 132 с.
7. Kim S. Participative Management and Job Satisfaction: Lessons for Management Leadership // Public administration review. 2002. Vol. 62. No. 2. P. 231–241. DOI: 10.1111/0033-3352.00173
8. Покровская Н. Н. Цифровая экономика как модель глобального планирования или система креативной гуманизации // Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости: XIX Междунар. Лихачевские научные чтения. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов, 2019. С. 519–521.
9. Бойко С. В., Покровская Н. Н., Тамбиев С. Г. Перспективы общества постмодернизации и проблемы социологии управления // Научная мысль. 2019. Т. 9. № 3 (33). С. 41–50.
10. Hamel G., Prahalad C. K. The Core Competence of the Corporation // Harvard Business Review. 1990. Vol. 68. No. 3. P. 79–91.
11. Zakharov N. L., Kuznetsov A. L., Perfilyeva M. Yu. The impact of Industry 4.0 on the labour market in Russia // Proceedings of the 2nd international scientific conference “The impact of Industry 4.0 on job creation 2019” (Trenčianske Teplice, Slovak Republic. 21.11.2019). Trenčín: Publishing House Alexander Dubček University in Trenčín, 2020. P. 454–456.
12. Бойко С. В., Покровская Н. Н., Ходакова И. А. Информационное общество как социально-экономическая парадигма // Научная мысль. 2020. Т. 12. № 2-1 (36). С. 39–50.
13. Уэбстер Ф. Теории информационного общества / пер. с англ. М. В. Арапова, Н. В. Малыхиной. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
14. Civic Engagement in a Network Society / eds. E. Bergrud, K. Yang. Charlotte, NC: Information Age Publishing, 2008. 323 p.
15. Pokrovskaia N. N., Fedorov D. A., Korableva O. N., Cappelli L. Digital Regulation of Intellectual Capital for Open Innovation: Industries’ Expert Assessments of Tacit Knowledge for Controlling and Networking Outcome // Future Internet. 2021. Vol. 13. No. 2. P. 1–44. DOI: 10.3390/fi13020044
16. Brusakova I. A. About problems of management of knowledge of the digital enterprise in fuzzy topological space // Proceedings of the 2017 20th IEEE International Conference on Soft Computing and Measurements (SCM) (St. Petersburg, 24–26 May 2017). New York: IEEE, 2017. P. 792–795. DOI: 10.1109/SCM.2017.7970726
17. Galbraith J. K. The New Industrial State. Boston: Houghton Mifflin Co., 1967. 518 p.
18. Galbraith J. K. The Voice of the Poor. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1983. 88 p.
19. Asanov I. A., Pokrovskaia N. N. Digital regulatory tools for entrepreneurial and creative behavior in the knowledge economy // Proceedings of the 2017 International Conference “Quality Management, Transport and Information Security, Information Technologies”, IT and QM and IS, 23–30 Sep. 2017. IEEE Explore, 2017. P. 43–46. DOI: 10.1109/ITMQIS.2017.8085759
20. Wei F. Relationship on farmers’ entrepreneurial capital, business model and entrepreneurial performance // North Hortic. 2014. No. 23. P. 33–39.
21. Шумпетер Й. A. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М.: Прогресс, 1982. 455 с.
22. Бурова Н. В., Коноплянник Т. М., Покровская Н. Н. Формы занятости высококвалифицированных специалистов промышленности: влияние прекаризации на интеллектуальный капитал // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. 2019. Т. 1. С. 95–98.
23. Друкер П. Ф. Бизнес и инновации / пер. с англ. М.: Вильямс, 2007. 423 с.
24. Покровская Н. Н. Рациональность экономического поведения // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. Общественные и гуманитарные науки. 2007. № 12. С. 128–137.
25. Голохвастов Д. В. Формирование компетенций рыночного агента для оптимизации профессиональных навыков персонала предприятий и учреждений // Современная образовательная практика и духовные ценности общества: материалы II Междунар. конф. (6–7 февраля 2015 г.) / отв. ред. О. Б. Каверин. Череповец: филиал Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2015. С. 46–53.
26. Портер М. Бизнес и общество: конкурентоспособность и социальная ответственность // Harvard Business Review Россия. 2007. № 3. С. 72–86.
27. Пикетти Т. Капитал в XXI веке / пер. с фр. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. 591 с.
28. Okun A. М. Equality and Efficiency: The Big Tradeoff. Washington, D.C.: The Brookings Institution, 1975. 124 p.
29. Гелих О. Я., Покровская Н. Н., Фёдоров Д. А. Цифровая трансформация социальных институтов: блокчейн и смарт-контрактинг в регуляции рыночного поведения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 6 (132). С. 124–128.
30. Oliveira M., Sousa M., Silva R., Santos T. Strategy and Human Resources Management in Non-Profit Organizations: Its Interaction with Open Innovation // Journal of Open Innovation: Technology, Market and Complexity. 2021. Vol. 7. No. 1. P. 1–20. DOI: 10.3390/joitmc7010075
31. Российский бизнес и цели устойчивого развития. Сборник корпоративных практик / Е. Н. Феоктистов, Г. А. Копылов, М. Н. Озерянская, М. В. Москвина, Н. И. Хофман, Д. Р. Пуртова. М.: Российский союз промышленников и предпринимателей, 2018. 200 с.
32. Покровская Н. Н. Цифровизация и смешение предпринимательских и инвестиционных функций в трудовом поведении // Трансформация труда в (де) глобализирующемся обществе: сборник ст. СПб.: Скифия-принт, 2021. С. 309−325.
33. Rawls J. B. A Theory of Justice. Cambridge, Massachusetts: The Belknap Press of Harvard University Press, 1971. 607 p.
34. Мухаммад Юнус Мир трех нулей. Как справиться с нищетой, безработицей и загрязнением окружающей среды. М.: Альпина Паблишер, 2019. 275 с.
35. Бойко С. В., Покровская Н. Н. Социальное прогнозирование и проблемы будущего // Научная мысль. 2021. Т. 15. № 1-1 (39). С. 27–35.
36. Векслер А. Ф., Тульчинский Г. Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. М., СПб.: Вершина, 2006. 335 с.
37. Беспалова Ю. М. Ценностные ориентации предпринимательства России. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 1999. 199 с.
38. Келасьев В. Н., Первова И. Л., Харламова А. В. Анализ становления социального предпринимательства в Санкт-Петербурге и регионах России // Социология и право. 2019. № 3. С. 6–12. DOI: 10.35854/2219-6242-2019-3-6-12
39. Pokrovskaia N. N. Leisure and Entertainment as a Creative Space-Time Manifold in a Post-Modern World // Handbook of Research on the Impact of Culture and Society on the Entertainment Industry / ed. R. G. Ozturk. Hershey, PA: IGI Global, 2014. P. 21–38. DOI: 10.4018/978-1-4666-6190-5
40. Московская А. A. Социальное предпринимательство в России и в мире: практика и исследования. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2011. 284 с.
41. Бойко С. В., Покровская Н. Н., Слободской А. Л., Спивак В. А. Социально-экономические вопросы мотивации сотрудников в условиях удаленной и распределенной работы // Социология и право. 2021. № 1 (51). С. 6–17. DOI: 10.35854/2219-6242-2021-1-6-17
42. Фиглин Л. А., Малый В. И. Социальный потенциал женского предпринимательства в России. Саратов: Поволжский институт управления имени П. А. Столыпина, 2016. 276 с.
43. Неклюдов В. С., Клюева Ю. С. Особенности развития социального предпринимательства в России // Вестник Нижегородского института управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2016. № 1. С. 41–44.
44. Бурова Н. В., Покровская Н. Н. Эволюция личных адаптационных стратегий в период посткризисного развития экономики и переориентация коммуникационной политики международных образовательных программ // Маркетинг взаимодействия и технологии пространственно-системной экономики: материалы Междунар. науч.- практ. конф. (10–12 сентября 2015 г., Санкт-Петербург) / под науч. ред. Г. Л. Багиева, О. У. Юлдашевой. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического университета, 2015. С. 74–81.
45. Wei F., Alushev R. S., Pokrovskaia N. N. Global harmonization of tax regulation within digital economy of knowledge. St. Petersburg: Publishing house of SPbSUE, 2018. 79 p.
46. Куценко Д. О. Анализ политико-правовых моделей организации местного самоуправления // Управленческое консультирование. 2020. № 5 (137). С. 154–165. DOI: 10.22394/1726-1139-2020-5-154-165
47. Сивкова Ю. Э. Особенности развития социального предпринимательства в российском контексте: автореф. дис. … канд. социол. наук. Саратов, 2017. 18 с.
48. Pokrovskaia N. N. Tax, financial and social regulatory mechanisms within the knowledgedriven economy. Blockchain algorithms and fog computing for the efficient regulation // Proceedings of 2017 20th IEEE International Conference on Soft Computing and Measurements, SCM 2017. IEEE Explore, 2017. Р. 709–712.
49. Слободской А. Л., Теребкова Т. А., Гарин А. К. Цифровое образование и новое технологическое поколение: спрос на новый контент в обучении // Наука о данных: материалы Междунар. науч.-практ. конф. 2020. С. 287–289.
50. Гарин А. К., Покровская Н. Н. Партиципативное конструирование коммуникационного пространства: инди-игра minecraft как реализация концепции распределенных сетей // Технологии PR и рекламы в современном обществе: материалы XIII Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. И. Р. Тростинской. СПб.: Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, 2018. С. 104–108.
51. Московская А. А. Потенциал третьего сектора: инновационные подходы для развития территорий (социальное предпринимательство). М.: ИД Высшей школы экономики, 2011. 108 с.
52. Усикова Ю. А., Зленко А. Н., Купоросов Ю. И. Особенности государственной поддержки в сфере социального предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-4 (77). С. 263–267.
53. Секун В. И. Партиципативное управление и демократия // Социологические исследования. 1992. № 2. С. 70–75.
54. Капица С. И., Гарин А. К., Покровская Н. Н. Игровые регулятивные механизмы в геймификации цифрового образования и передачи знаний // Технологии PR и рекламы в современном обществе. Инженеры смыслов: трансформация компетенций и мировые вызовы коммуникационной отрасли: материалы науч.-практ. конф. с междунар. участием. СПб.: Политех-Пресс, 2021. С. 167–175.
55. Бойко С. В., Гарин А. К., Покровская Н. Н. Игровые валюты как ценностно-регулятивный механизм в условиях цифровизации коммуникаций // Технологии PR и рекламы в современном обществе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. СПб.: ПолитехПресс, 2020. С. 58–64.
56. Lutz C., Hoffmann C. P. The dark side of online participation: Exploring non-, passive and negative participation // Information, Communication and Society. 2017. Vol. 20. No. 6. P. 876–897. DOI: 10.1080/1369118X.2017.1293129
57. Бесчасная А. А., Покровская Н. Н. Городская партисипативность в социологическом дискурсе // Дискурс. 2020. № 6 (4). С. 46–61. DOI: 10.32603/2412-8562-2020-6-4-46-61
58. Качко Д. С. Социальное предпринимательство: проблемы и перспективы развития в России // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 3. С. 215−221. DOI: 10.18334/rp.18.3.37286
59. Покровская Н. Н. Новая экономическая архитектура в посткризисном мире: развитие регулятивных моделей // Социология и право. 2012. № 1. С. 20–33.
60. Платонов В. В. Статовская Е. Ю., Статовский Д. А. Локализация инновационных процессов: за пределами концепции географической близости // Инновации. 2015. № 7 (201). С. 56–59.
61. Botsman R., Rogers R. What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption. New York: Harper Business, 2010. 304 p.
Рецензия
Для цитирования:
Снисаренко С.О., Абызов А.Г., Малявин С.Н. Социальное предпринимательство как фактор развития российской экономики. Социология и право. 2022;14(1):8-17. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-1-8-17
For citation:
Snisarenko S.O., Abyzov A.G., Malyavin S.N. Social entrepreneurship as factor of the Russian economy growth. Sociology and Law. 2022;14(1):8-17. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-1-8-17