«Мягкие навыки» в зарубежных исследованиях: социологические, маркетинговые и образовательные подходы
https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-3-320-334
Аннотация
В статье представлен широкий спектр зарубежных исследований о влиянии soft skills на успешность бизнес-среды в контексте динамики развития «мягких навыков». Предметом тематического анализа являются бизнес-исследования, данные о социологических измерениях, сведения от центров карьеры, взгляд со стороны менеджмента, академические исследования, образовательные технологии. Неоднородность областей анализа обусловлена двоякой целью авторов: представить понимание soft skills в академической среде и охарактеризовать модели их формирования на разных этапах обучения и трудовой деятельности. В связи с этим проанализированы профессиональные группы обучающихся и работников (программистов, строителей, студентов программы MBA), выявлены существенные различия в объемах и последовательностях приобретения ими soft skills. Исследованы научные работы, в которых предлагаются варианты таксономии «мягких навыков»; обращено внимание на объективные трудности формализации персонализированных компетенций. Сформулирован вывод о том, что сегодня усилия зарубежной исследовательской мысли относительно систематизации «мягких навыков» фиксируются на перечислительном (не иерархическом) принципе, о чем свидетельствуют многочисленные перечни «мягких навыков» в западных и азиатских междисциплинарных исследованиях, в то время как проблема формирования «мягких навыков» требует их четкого ранжирования. В целом статья может быть адресована как исследователям, изучающим «мягкие навыки» и их индикаторы внутри той или иной профессиональной группы, так и ученым, анализирующим общее понимание soft skills, закрепившееся в зарубежной научной литературе за два последних десятилетия.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. ГетманскаяРоссия
Елена Валентиновна Гетманская — доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики преподавания литературы
119991, Москва, Малая Пироговская ул., д. 1, стр. 1
В. Ф. Чертов
Россия
Виктор Федорович Чертов — доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой методики преподавания литературы
119991, Москва, Малая Пироговская ул., д. 1, стр. 1
Список литературы
1. Цаликова И. К., Пахотина С. В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах Scopus, Web of Science) // Образование и наука. 2019. Т. 21. № 8. С. 187–207. DOI: 10.17853/1994-5639-2019-7-187-207
2. Chandrashekhar G. Leading in an increasingly complex environment // Business Standard. 2015. November 1. URL: https://www.business-standard.com/article/management/leading-in-an-increasingly-complex-environment-115110100662_1.html (дата обращения: 20.05.2023).
3. Bhati H. The importance of soft skills in the workplace // International Journal of Humanities and Social Science. 2022. Vol. 9. No. 2. P. 21–33. DOI: 10.14445/23942703/IJHSS-V9I2P104
4. Marques J. Understanding the strength of gentleness: Soft-skilled leadership on the rise // Journal of Business Ethics. 2013. Vol. 116. No. 1. P. 163–171. DOI: 10.1007/s10551-012-1471-7
5. Khaouja I., Mezzour G., Carley K. M., Kassou I. Building a soft skill taxonomy from job openings // Social Network Analysis and Mining. 2019. Vol. 9. No. 43. DOI: 10.1007/s13278-019-0583-9
6. Rasipuram S., Jayagopi D. B. Automatic multimodal assessment of soft skills in social interactions: A review // Multimedia Tools and Applications. 2020. Vol. 79. No. 2. P. 13037–13060. DOI: 10.1007/s11042-019-08561-6
7. Cimatti B. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organizations and enterprises // International Journal for Quality Research. 2016. Vol. 10. No. 1. P. 97–130. DOI: 10.18421/IJQR10.01-05
8. Laker D., Powell J. The differences between hard and soft skills and their relative impact on training transfer // Human Resource Development Quarterly. 2011. Vol. 22. No. 1. P. 111–122. DOI: 10.1002/hrdq.20063
9. Grugulis I., Vincent S. Whose skill is it anyway? Soft skills and polarization // Work, employment and society. 2009. Vol. 23. No. 4. P. 597–615. DOI: 10.1177/095001700934 4862
10. Hurrell S. A., Scholarios D., Thompson P. More than a ‘humpty dumpty’ term: Strengthening the conceptualization of soft skills // Economic and Industrial Democracy. 2013. Vol. 34. No. 1. P. 161–182. DOI: 10.1177/0143831X12444934
11. Parente D. H., Stephan J. D., Brown R. C. Facilitating the acquisition of strategic skills: The role of traditional and soft managerial skills // Management Research Review. 2012. Vol. 35. No. 11. P. 1004–1028. DOI: 10.1108/01409171211276918
12. Gavin M. 10 important business skills every professional needs // Harvard Business School Online. 2019. May 23. URL: https://online.hbs.edu/blog/post/business-skillsevery-professional-needs (дата обращения: 20.05.2023).
13. Bishop D. The hard truth about soft skills // Muma Business Review. 2017. Vol. 1. P. 233–239. DOI: 10.28945/3803
14. Chen T. M. Soft skills: An introduction // Purdue University. Center for Career Opportunities. 2016. November 7. URL: https://purduecco.wordpress.com/2016/11/07/softskills-an-introduction/ (дата обращения: 20.05.2023).
15. Liu X., Lin C., Zhao G., Zhao D. Research on the effects of entrepreneurial education and entrepreneurial self-efficacy on college students’ entrepreneurial intention // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Article 869. DOI: 10.3389/fpsyg.2019.00869
16. Virkus S. The use of Open Badges in library and information science education in Estonia // Education for Information. 2019. Vol. 35. No. 2. P. 155–172. DOI: 10.3233/EFI-190257
17. Garcia I., Pacheco C., Méndez F., Calvo-Manzano J. A. The effects of game-based learning in the acquisition of “soft skills” on undergraduate software engineering courses: A systematic literature review // Computer Applications in Engineering Education. 2020. Vol. 28. No. 5. P. 1327–1354. DOI: 10.1002/cae.22304
18. Katz R. L. Skills of an effective administrator. Boston, MA: Harvard Business Review Press, 2009. 86 p.
19. Rocco T. S. The bases of competence: Skills for lifelong learning and employability, by Frederick T. Evers, James C. Rush, and Iris Berdrow // Human Resource Development Quarterly. 2001. Vol. 11. No. 2. P. 203–207. DOI: 10.1002/1532-1096(200022)11:2<203:AID-HRDQ9>3.0.CO;2-M
20. Klein C., DeRouin R. E., Salas E. Uncovering workplace interpersonal skills: A review, framework, and research agenda / G. R. Hodgkinson, J. K. Ford, eds. International review of industrial and organizational psychology. Chichester: John Wiley & Sons, Ltd, 2006. Vol. 21. P. 79–126. DOI: 10.1002/9780470696378.ch3
21. Mahasneh J. K., Thabet W. Rethinking construction curriculum towards a standard soft skills taxonomy // 52nd ASC Annual international conference proceedings (Provo, UT, April 13–16, 2016). Provo, UT: Associated Schools of Construction, Brigham Young University, 2016. URL: https://www.researchgate.net/publication/327350895_Rethinking_Construction_Curriculum_Towards_a_Standard_Soft_Skills_Taxonomy (дата обращения: 20.05.2023).
22. Wats M., Wats R. K. Developing soft skills in students // The International Journal of Learning. 2009. Vol. 15. No. 12. P. 1–10. DOI: 10.18848/1447-9494/CGP/v15i12/46032
23. Global talent trends 2019: Connectivity in the human age. New York, NY: Marsh & McLennan Companies, 2019. 44 p. URL: https://www.marshmclennan.com/content/dam/mmc-web/insights/publications/2019/feb/gl-2019-global-talent-trends-study.pdf (дата обращения: 20.05.2023).
24. Chamorro-Premuzic T., Arteche A., Bremner A., Greven C., Furnham A. Soft skills in higher education: Importance and improvement ratings as a function of individual differences and academic performance // Educational Psychology. 2010. Vol. 30. No. 2. Р. 221–241. DOI: 10.1080/01443410903560278
25. Kim J. (S.), Erdem M., Byun J., Jeong H. Training soft skills via e-learning: International chain hotels // International Journal of Contemporary Hospitality Management. 2011. Vol. 23. No. 6. P. 739–763. DOI: 10.1108/09596111111153457
26. Walther J., Miller S. E, Sochacka N. W. A model of empathy in engineering as a core skill, practice orientation, and professional way of being // Journal of Engineering Education. 2017. Vol. 106. No. 1. P. 123–148. DOI: 10.1002/jee.20159
27. Matteson M. L., Anderson L., Boyden C. “Soft skills”: A phrase in search of meaning // Portal: Libraries and the Academy. 2016. Vol. 16. No. 1. P. 71–88. DOI: 10.1353/pla.2016.0009
28. Doyle A. What are soft skills? // The Balance. 2022. October 9. URL: https://www.thebalancecareers.com/what-are-soft-skills-2060852/ (дата обращения: 20.05.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Гетманская Е.В., Чертов В.Ф. «Мягкие навыки» в зарубежных исследованиях: социологические, маркетинговые и образовательные подходы. Социология и право. 2023;15(3):320-334. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-3-320-334
For citation:
Getmanskaya E.V., Chertov V.F. “Soft skills” in foreign studies: Sociological, marketing and educational approaches. Sociology and Law. 2023;15(3):320-334. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-3-320-334