Телефонное мошенничество как комплексная социальная проблема
https://doi.org/10.35854/2219-6242-2024-1-38-47
- Р Р‡.МессенРТвЂВВВВВВВВжер
- РћРТвЂВВВВВВВВнокласснРСвЂВВВВВВВВРєРСвЂВВВВВВВВ
- LiveJournal
- Telegram
- ВКонтакте
- РЎРєРѕРїРСвЂВВВВВВВВровать ссылку
Полный текст:
Аннотация
В статье исследовано телефонное мошенничество как новый вид преступлений и острая социальная проблема. Обращено внимание на комплексный характер проблемы, поскольку ее следует рассматривать в плоскости разных дисциплин: общей юриспруденции, криминологии, социальной психологии, социальной инженерии, информационных технологий. Даны оценки Банка России о масштабах распространения этого вида преступлений и сумме похищенных денежных средств. Согласно статистике, большинство мошеннических схем базируется на приемах социальной инженерии. Указаны результаты социологического опроса населения, проведенного под руководством авторов статьи. Утверждается, что в настоящее время охват населения этим видом преступлений незначителен, но одновременно большинство граждан допускают, что могут оказаться жертвой телефонных мошенников. Десятая часть людей, получающих звонки с незнакомого номера, не прерывают разговор, даже определив, что звонит мошенник. Тем самым они оказываются в ситуации наибольшего риска. Сделан вывод о том, что в борьбе с телефонным мошенничеством граждане не занимают активную позицию и очень редко обращаются в полицию с сообщением о подозрительных звонках. По результатам исследования даны рекомендации относительно совершенствования системы профилактики и борьбы с телефонным мошенничеством.
Ключевые слова
Об авторах
О. А. ГомоноваРоссия
Ольга Андреевна Гомонова, студент бакалавриата
19900; 1-я линия В.О., д. 26; Санкт-Петербург
С. А. Иванов
Россия
Сергей Анатольевич Иванов, доктор экономических наук, доцент, ведущий эксперт
Центр прикладных социологических исследований
198099; Промышленная ул., д. 17; Санкт-Петербург
Список литературы
1. Медведева Е. И., Крошилин С. В. Финансовое мошенничество в период пандемии COVID-19 // Народонаселение. 2022. Т. 25. № 1. С. 29-42. https://doi.org/10.19181/population.2022.25.1.3
2. Обзор отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств. III квартал 2023 // Банк России. 2023. 27 ноября. URL: https://cbr.ru/statistics/ib/review_3q_2023 (дата обращения: 25. 01. 2023).
3. Противодействие мошенническим практикам // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/information_security/pmp (дата обращения: 26. 01. 2023).
4. Магера И. В., Майорова Л. В. Проблемы мошенничества при использовании дистанционного банковского обслуживания // Современные тенденции и инновации в науке и производстве : материалы ХII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т. Н. Гвоздкова, С. О. Марков и др. Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, 2023. С. 246-1-246-6.
5. Зотина Е. В. Претекстинг как прием социальной инженерии, используемый телефонными мошенниками: криминологический взгляд на проблему // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2022. Т. 13. № 4. С. 93-99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preteksting-kak-priem-sotsialnoy-inzhenerii-ispolzuemyy-telefonnymi-moshennikami-kriminologicheskiy-vzglyad-na-problemu?ysclid=lttsgcppm7260865042
6. Обзор операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций // Банк России. 2023. 14 февраля. URL: https://cbr.ru/analytics/ib/operations_survey_2022 (дата обращения: 24. 01. 2024).
7. Лебедева А. Ю. Правовые основы борьбы с телефонным мошенничеством // Перспективы развития науки в современном мире : сб. ст. по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 20 марта 2020 г.). Уфа: НИЦ Вестник науки, 2020. С. 61-65.
8. Мочалова О. С. Телефонное мошенничество: некоторые правовые проблемы привлечения виновных к ответственности // Студенческий вестник. 2022. № 46-5. С. 9-13.
9. Кузьмин Ю. А. Предупреждение телефонного мошенничества (криминологический аспект) // Oeconomia et Jus. 2022. № 3. С. 47-54. https://doi.org/10.47026/2499-9636-2022-3-47-54
10. Михалёв А. В. Особенности расследования телефонных мошенничеств с банковскими картами на первоначальном этапе // Приоритетные направления развития науки и образования. 2014. № 3. С. 288-289.
11. Мешкова Н. В., Кудрявцев В. Т., Ениколопов С. Н. К психологическому портрету жертв телефонного мошенничества // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2022. № 1. С. 138-157. https://doi.org/10.11621/vsp.2022.01.06
12. Яджин Н. В. Психология мошенничеств, совершаемых с использованием средств сотовой связи // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. 2015. № Т13. С. 4261-4265. URL: http://e-koncept.ru/2015/85853.htm (дата обращения: 26. 10. 2023).
13. Первушина О. Н., Фёдоров А. А. Личностные особенности жертв телефонного мошенничества // Вопросы психологии. 2022. Т. 68. № 3. С. 92-103.
14. Противостояние угрозам телефонного мошенничества средствами искусственного интеллекта / В. Конторович, А. Кураев, Д. Бобровский [и др.] // Информационные ресурсы России. 2023. № 2. С. 72-81.
15. Борьба с телефонным мошенничеством на основе распознавания голоса с применением машинного обучения / К. Гончаров, Е. Плешакова, А. Шелягин, С. Гатауллин // Информационные ресурсы России. 2022. № 4. С. 96-104. https://doi.org/10.52815/0204-3653_2022_04188_96
Рецензия
Для цитирования:
Гомонова О.А., Иванов С.А. Телефонное мошенничество как комплексная социальная проблема. Социология и право. 2024;16(1):38-47. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2024-1-38-47
For citation:
Gomonova O.A., Ivanov S.A. Telephone fraud as a complex social problem. Sociology and Law. 2024;16(1):38-47. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2024-1-38-47