Preview

Социология и право

Расширенный поиск

Особенности трудовой мотивации педагогических работников

https://doi.org/10.35854/2219-6242-2020-2-51-61

Аннотация

Авторами предпринята попытка научного осмысления роли социальных связей в профессиональной деятельности педагогических работников сиротских учреждений. В статье рассматриваются научные взгляды на концепцию трудовой мотивации педагогических работников, влияющие на их профессиональную практику. Сопоставляются результаты международных и всероссийских исследований понятия трудовой мотивации педагогических работников. На основе результатов социологического исследования описаны отличительные черты трудовой мотивации педагогов сиротских учреждений: склонность к таким позитивным и гедонистическим смыслам, как яркость жизни, альтруизм, нацеленность на дружеские отношения в коллективе, справедливость и честность, ориентация на гармонию с людьми в жизни и с детьми в профессиональной деятельности. В частности, на основе корреляционного анализа выявлена положительная связь между чувством справедливости педагогов и их удовлетворенностью отношениями с администрацией (r = 0,76). На удовлетворенность педагогов отношениями с коллегами и администрацией, их развитие влияет осознание сотрудниками сиротского учреждения его общей миссии (r = 0.75). На базе социальных оценок педагогических работников определены проблемные стороны применения мотивационных механизмов, основанных на стимулировании в Центрах содействия семейному воспитанию. Посредством анализа научных статей и социальных оценок молодых педагогов установлены факторы, влияющие на их активность и приверженность к целям социального учреждения. Как показали результаты опроса педагогов сиротских учреждений, 50 % респондентов в возрасте до 30 лет и педагогическим стажем до 10 лет задумываются о том, чтобы сменить работу. Статья будет полезна руководителям образовательных и социальных учреждений, а также исследователям, занимающимся изучением данной проблемы.

Об авторах

А. А. Ахтырский
СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 12»; Санкт-Петербургский государственный экономический университет
Россия

Андрей Александрович Ахтырский - воспитатель первой квалификационной категории, аспирант кафедры социологии и управления персоналом

191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 21

(812) 602-23-22



Н. В. Тюмасева
СПб ГБУ «Центр содействия семейному воспитанию № 12»
Россия

Наталия Владимировна Тюмасева - воспитатель высшей квалификационной категории, почетный работник общего образования РФ

197110, Санкт-Петербург, ул. Большая Зеленина, д. 30б

(812) 235-08-49



Список литературы

1. Панова Н. В. Влияние личностного потенциала педагога на профессиональную самореализацию // Актуальные психолого-педагогические проблемы подготовки специали ста: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. академия им. Зайнаб Биишевой, 2009. С. 130–138.

2. Dolton P., Marcenaro-Gutierrez O. D. If you pay peanuts do you get monkeys? A crosscountry analysis of teacher pay and pupil performance // Economic Policy. 2011. Vol. 26. No. 55. P. 5–55.

3. Рейтинг стран мира по уровню образования [Электронный ресурс]. URL: https://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (дата обращения: 10.06.2020).

4. Luthans F., Avey J. B., Avolio B. J., Peterson S. J. The development and resulting performance ımpact of positive psychological capital // Human Resource Development Quarterly. 2010. Vol. 21. No. 1. P. 41–67. DOI: org/10.1002/hrdq.20034

5. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Избранные произведения / сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова. М.: Прогресс, 1990. 804 с.

6. Теория управления: учебник / под общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. М.: Изд-во РАГС, 2008. 560 с.

7. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2011. 512 с.

8. Потемкин В. К. Управление персоналом: учебник для вузов. СПб.: Питер, Лидер, 2010. 432 с.

9. Bennell P. Teacher motivation and incentives in sub-saharan Africa and Asia. Brighton: Knowledge and skills for development, 2004.

10. Claeys L. Teacher motivation to teach and to remain teaching culturally and linguistically diverse students. Texas: The University of Teaxas at San Antonio, 2011.

11. Захарова Л. Н. Психологическая подготовка педагога: монография. Н. Новгород: Изд- во Нижегородского у-та, 1993. 214 с.

12. Lavy V. Performance pay and teachers’ effort, productivity and grading ethics. Hebrew Univ., Royal Holloway Univ. of London. August 2008.

13. Ахтырский А. А. Трудовая мотивация педагогического персонала: сравнительные исследования // Социология и право. 2019. № 1 (43). С. 55–64.

14. Бакурадзе А. Б. Мотивация труда педагогов. М.: Сентябрь, 2005. 192 с.

15. Hongying S. Literature review of teacher job satisfaction // Chinese Education & Society. 2007. Vol. 40. P. 11–16.

16. Judge T., Kammeyer-Mueller J. Job attitudes. Annual Review of Psychology. 2012. Vol. 63. P. 341–367.

17. Dolton P. J., Van der Klaauw W. The turnover of teachers: a competing risks explanation // Review of Economics and Statistics. 1999. Vol. 81. No. 3. P. 543–550.

18. Магун В. С. Динамика трудовых ценностей экономически активного населения России, 1991–2004. Препринт WP3/2006/09. М.: ИД Высшей школы экономики, 2006. 40 с.

19. Магун В. С., Руднев М. Г. Базовые ценности–2008: сходства и различия между россиянами и другими европейцами. Препринт WP6/2010/03. М.: ИД Высшей школы экономики, 2010. 52 с.

20. Потемкин В. К., Михайлов С. Г. Молодежь. Общественная среда. Православие: информационно-аналитический обзор. СПб.: Инфо-Да, 2011. 200 с.

21. Российская повседневность в условиях кризиса / под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, Н. Е.Тихоновой. М.: Альфа-М, 2009. 272 с.

22. Потемкин В. К. Качество управленческого труда: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2015. 243 с.

23. Ахиезер А. С. Циклизм ценностных основ российской власти: от Ивана IV до конца советского этапа // Россия и современный мир. 2003. № 3. C. 30–43.

24. Johnson S. M., Berg J. H., Donaldson M. L. Who stays in teaching and why: Areview of the literature on teacher retention. The Project on the next generation of teachers. Boston: Harvard Graduate School of Education, 2005.

25. Lambert R., McCarthy C. (еds.). Understanding teacher stress in an age of ac-countability. Greenwich, CT: Age Publishing, 2006.

26. Agezo K. C. Why teachers leave teaching: The case of pre-tertiary institutions in Ghana // International journal of education reform. 2010. Vol. 19. No. 1. P. 51–52.

27. Aloe A., Shisler S., Norris B., Nickerson A., Rinker T. A multivariate meta-analysis of student misbehavior and teacher burnout // Educational Research Review. 2014. Vol. 12. P. 30–44.

28. Claeys L. Teacher motivation to teach and to remain teaching culturally and linguistically diverse students. Texas: The University of Teaxas at San Antonio, 2010.

29. Bennell P., Akyeampong K. Teacher motivation in Sub-Saharan Africa and South Asia. Department For International Development, 2007.

30. Williams J., Forgasz H. The motivations of career change students in teacher education Asia-Pacific // Journal of Teacher Education. 2009. Vol. 37. No. 1. P. 95–108.

31. Грязнова О. С., Магун В. С. Базовые ценности российских и европейских учителей // Социологический журнал. 2011. № 1. С. 53–73.

32. Ядов В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: диспозиционная концепция. 2-е расшир. изд. М.: Центр социального прогнозирования и маркетинга, 2013. 376 c.


Рецензия

Для цитирования:


Ахтырский А.А., Тюмасева Н.В. Особенности трудовой мотивации педагогических работников. Социология и право. 2020;(2):51-61. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2020-2-51-61

For citation:


Akhtyrskiy A.A., Tyumaseva N.V. Features of Labor Motivation of Pedagogical Workers. Sociology and Law. 2020;(2):51-61. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2020-2-51-61

Просмотров: 383


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-6242 (Print)