Preview

Sociology and Law

Advanced search

Sociological Analysis of Attitudes of Professional Growth and Career in the Context of Digital Economy and Knowledge Society

https://doi.org/10.35854/2219-6242-2020-3-12-24

Abstract

A sociological analysis of the factors of integration of young generations into active economic life is based on a study of the values of young people in relation to employment and professional growth. The information society has two key parameters that influence the construction of the trajectory of educational, professional, labor or entrepreneurial activity — the significant role of knowledge in creating value and the digital space as a source of information and the place for individuals to fulfill themselves in society and the social and professional community. A theoretical analysis of labor socialization allows researchers to move on to the results of empirical studies carried out with the participation of authors in 2017 and 2019-2020. The data obtained are evaluative in nature and allow authors to draw conclusions about the influence of the media space on young people entering working age taking decisions on choosing a profession and a form of economic activity, planning employment and career growth.

About the Authors

O. Ya. Gelikh
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
Russian Federation
Moyka Emb. 48, St. Petersburg, 191186


A. N. Levitskaya
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Russian Federation
Lermontovskiy Ave 44; St. Petersburg, 190103


N. N. Pokrovskaia
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена; Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Russian Federation

Malaya Posadskaya Str. 26, St. Petersburg, 197046

Politekhnicheskaya Str. 29, St. Petersburg, 195251

(812) 294-09-01



References

1. Саможнев А. Евросоюз отказался от практики соблюдения дефицита бюджета // Российская газета. 2020. 21 мая.

2. Bernstein J. All Together Now. Common Sense for a Fair Economy. San Francisco: BerrettKoehler Publishers, 2006. 157 p.

3. Standing G. The Precariat: The New Dangerous Class. London, New York: Bloomsbury Academic, 2011. 198 p.

4. Шкаратан О. И., Карачаровский В. В., Гасюкова Е. Н. Прекариат: теория и эмпирический анализ (на материалах опросов в России, 1994–2013) // Социологические исследования. 2015. № 12. С. 99–110.

5. Бурова Н. В., Покровская Н. Н., Коноплянник Т. М. Формы занятости высококвалифицированных специалистов промышленности: влияние прекаризации на интеллектуальный капитал // Планирование и обеспечение подготовки кадров для промышленно-экономического комплекса региона. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», 2019. Т. 1. С. 95–98.

6. Грановеттер М. Социологические и экономические подходы к анализу рынка труда: социоструктурный взгляд (перевод М. С. Добряковой) // Экономическая социология. 2011. Т. 12. № 2. С. 49–79.

7. Слободской А. Л. Влияние понятийного аппарата на адекватность подхода к управлению наемным трудом // Управление персоналом: сб. тр. конф. СПб.: Инфо-да, 2015. С. 30–34.

8. Покровская Н. Н. Регулятивные механизмы в условиях плюрализма социально-экономических моделей // Вестник Ереванского университета. Общественные науки. 2009. № 3 (129). С. 35–47.

9. Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. соч. в 11 т. Т. 2. Педагогические статьи. 1857–1861. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1948. 655 с.

10. Сухомлинский В. А. Труд основа всестороннего развития личности // Вопросы философии. 1963. № 4. С. 54–63.

11. Сухомлинский В. А. Человек неповторим // Кировоградская правда. 1960. 31 мая.

12. Покровская Н. Н. Дискурсивно-регуляторные механизмы выстраивания поведенческого выбора и социопрофессиональный нарратив // Вестник Балтийской педагогической академии. 2013. Вып. 111. С. 25–29. 13. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2012. 352 с.

13. Абчук А. В., Гелих О. Я., Тульчинский Г. Л. [и др.]. Управление персоналом и человеческий капитал современной России: монография / под ред. О. Я. Гелиха, В. П. Соломина, Г. Л. Тульчинского. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2011. 416 с.

14. Покровская Н. Н. Рациональность экономического поведения // Известия РГПУ: Общественные и гуманитарные науки. 2007. № 12. С. 128–137.

15. Гелих О. Я. Управленческая мысль: к проблеме ее генезиса, развития и современного состояния // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: Теория и практика управления. 2016. № 17 (22). С. 164–175. 23

16. Витке Н. А. Организация управления и индустриальное развитие. М.: Народный комиссариат рабоче-крестьянской инспекции СССР, 1925. 320 с.

17. Solow R. M. The Labour Market as a Social Institution. Cambridge, MA: Blackwell, 1990. 90 p.

18. Nonaka I., Takeuchi H. The Knowledge-Creating Company: How Japanese Companies Create the Dynamics of Innovation. New York: Oxford University Press, 1995. 304 p.

19. Клейнер Г. Б. Управление корпоративными предприятиями и экономика знаний // Мир России. 2005. № 4. С. 30–48.

20. Гелих О. Я. Управление в социально-философском и социологическом понимании // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 117. С. 119–126.

21. Бесчасная А. А., Покровская Н. Н. Перспективы развития российских городов в контексте образовательной миграции молодежи // Регионология. 2018. Т. 26. № 4. С. 742– 763.

22. Андреева Г. М. Психология социального познания: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 c.

23. Покровская Н. Н. Новая экономическая архитектура в посткризисном мире: развитие регулятивных моделей // Социология и право. 2012. № 1. С. 20–33.

24. Марцинковская Т. Д., Киселева Е. А. Социализация и аккультурация в транзитивном пространстве // Психологические исследования. 2018. Т. 11. № 62. С. 10.

25. Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб.: Петрополис, 1997. 205 с.

26. Янутш О. А. «Инкультурация»: проблемы определения объема и содержания понятия // Теория и практика общественного развития. 2014. № 19. С. 173–175.

27. Флиер А. Я. Культурные индустрии в истории и современности: типы и технологии // Личность. Культура. Общество. 2013. Т. XV. № 1 (77). С. 88–103.

28. Strangio D., Pokrovskaia N. N., D’Ascenzo F. History, creativity and innovation of the ‘Italia’ network. The case of Russia // Annali del Dipartimento di Metodi e Modelli per l’Economia, Il Territorio e la Finanza 2018 (Annals of the Department of Methods and Models for Economics, Territory and Finance 2018). Rome: la Sapienza Università di Roma, 2018. P. 143–153.

29. Гелих О. Я. К проблеме рационального интеллекта ребенка как его культурного восхождения // Тинэйджеры в современном социуме: инвариантность и лабиринты: сб. науч. тр. СПб.: Астерион, 2014. С. 266–276.

30. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971. 352 с.

31. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 256 с.

32. Erikson E. H. Identity and the Life Cycle. New York: International Universities Press, 1959. 171 p.

33. Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. М.: Когито-центр, 1996. 16 с.

34. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл, Академия, 2005. 352 с.

35. Гелих О. Я. Проблема насилия в менеджменте // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2002. Т. 2. № 2. С. 183–200.

36. Maslow A. H. Motivation and Personality (2nd ed.). New York: Harper & Row, 1970. 302 p.

37. Goldstein K. The Organism. New York: American Book, 1939. 533 p.

38. Rogers C. Client-centered Therapy: Its Current Practice, Implications and Theory. London: Constable, 1951. 487 p.

39. Маслоу А. Мотивация и личность / пер. А. М. Татлыбаевой. СПб.: Евразия, 1999. 352 с.

40. Csikszentmihalyi M. Beyond Boredom and Anxiety: Experiencing Flow in Work and Play. San Francisco: Jossey-Bass, 2000. 256 p.

41. Csikszentmihalyi M. Intrinsic Rewards and Emergent Motivation // The Hidden Costs of Reward: New Perspectives on the Psychology of Human Motivation / eds. Lepper M.R., Greene D. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Assoc., 1978. P. 205–216.

42. Морозова A. B. Волевой компонент в процессе социализации личности // Известия Орловского государственного технического университета. Социально-экономические и гуманитарные и науки. 2000. № 1 (16). С. 33–36.

43. Гелих О. Я. Язык как средство управления и насилия: проблема образования // Образование и насилие: материалы конференции. Серия: Социальная аналитика. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. С. 168–179.

44. Бессокирная Г. П. Изменились ли мотивы труда рабочих в постсоветской России? // Социс. 2017. № 1. С. 94–105.

45. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.

46. Гелих О. Я. К проблеме успешности управления институтом современного образования // Менеджмент XXI в.: управление экономикой знаний: сб. науч. ст. по материалам XIV Междунар. науч.-практ. конф. СПб.: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 2014. С. 28–34.

47. Штомпка П. Социология социальных изменений / под. ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996. 496 с.

48. Левицкая А. Н., Каппелли Л., Голохвастов Д. В. Влияние средств массовой информации на трудовую социализацию молодежи // Технологическая перспектива в рамках Евразийского пространства: новые рынки и точки экономического роста. СПб.: Астерион, 2019. 662 с.

49. Абрамов А. П. Рынок труда, профессий и занятости в России в социологическом измерении // Гуманитарные проблемы современности: сб. материалов Междунар. науч.практ. конф. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2019. С. 79–85.

50. Ефимова И. Н. Анализ мотивации абитуриентов при выборе вуза // Управление внеучебной деятельностью. 2011. № 2. С. 60–68.

51. Рыченков М. В., Рыченкова И. В., Киреев В. С. Исследование факторов, оказывающих влияние на выбор вуза абитуриентами на различных этапах процесса поступления // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 527–536.

52. Семина А. О., Давыдова А. А., Вольных И. И., Черных А. И. Исследования причин выбора вуза // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2013. Т. 2. № 9. С. 97–98.

53. Авакова Э. Б., Покровская Н. Н., Кузнецов А. А. Социологический анализ образования как системы формирования интеллектуального капитала в информационном обществе // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 2. С. 123–130.

54. Снисаренко С. О., Покровская Н. Н. Анализ результатов изучения мнения субъектов образовательного процесса о качестве образования в вузах Санкт-Петербурга // Прикладная социология в системе управления обществом: сб. науч. тр. СПб.: СанктПетербургский государственный экономический университет, 2018. С. 37–44.

55. Оценка студентами, ректорами, профессорско-преподавательским составом вузов и руководителями предприятий и организаций Санкт-Петербурга, принимающих на работу выпускников вузов, качества получаемого в Санкт-Петербурге высшего профессионального образования и перспектив его использования в дальнейшей профессиональной карьере: отчет о проведении социологического исследования / под науч. ред. Н. Н. Покровской. СПб.: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2017.

56. Bruneel J., Spithoven A., Maesen A. Building trust: a matter of proximity? // Frontiers of Entrepreneurship Research. 2007. Vol. 27. No. 15. P. 1–12.

57. Покровская Н. Н. Динамика критериальных моделей и ценностно-смысловых шкал в регулятивных механизмах инновационного роста экономики // Вестник Санкт-Петербургского государственного экономического университета. Серия: Экономика. Вып. 2 (69). 2014. С. 100–108.

58. Заславская Т. И., Рывкина Р. В. Социология экономической жизни: очерки теории. Новосибирск: Наука: Сиб. отделение, 1991. 442 с.


Review

For citations:


Gelikh O.Ya., Levitskaya A.N., Pokrovskaia N.N. Sociological Analysis of Attitudes of Professional Growth and Career in the Context of Digital Economy and Knowledge Society. Sociology and Law. 2020;(3):12-24. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2020-3-12-24

Views: 540


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-6242 (Print)