От философии корпоративной социальной ответственности к рыночным и политическим реалиям ESG
https://doi.org/10.35854/2219-6242-2021-4-6-11
Аннотация
Теория корпоративной социальной ответственности, идейно сформированная в США во второй половине ХХ в., существенно повлияла как на практику международного бизнеса, так и на воззрения ученых в области экономики и социологии. Моральная обязанность корпораций участвовать в решении социальных проблем, в благотворительности, просветительских и культурных проектах стала восприниматься как нечто обычное, как своеобразный добровольный социальный налог. Вместе с тем представители ряда классических экономических школ давно подвергали такой подход критике по разным причинам. Некоторые из них считали, что, во-первых, принципиальной целью крупного бизнеса является рост капитала акционеров, во-вторых, подобное социальное обязательство выглядит очень аморфным, предполагая лишь репутационные издержки для предпринимателя при его уклонении от реализации программ корпоративной социальной ответственности. На наш взгляд, ситуация в настоящее время кардинально изменяется, в том числе изменяются и концептуальные оценки. Данный подход радикально трансформируется под влиянием идей и практики ESG, стандарты которой становятся структурированными и обязательными для исполнения коммерческими компаниями в случае их доступа на премиальные рынки.
Об авторах
А. В. ЧечулинРоссия
Алексей Викторович Чечулин — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры журналистики и медиакоммуникаций; профессор кафедры связей с общественностью
199178, Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43
197376, Санкт-Петербург, ул. Профессора Попова, д. 5
С. Н. Малявин
Россия
Сергей Николаевич Малявин — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры социологии
191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
А. В. Лёгостев
Россия
Андрей Викторович Лёгостев — кандидат социологических наук, директор института дополнительного профессионального образования
620144, Екатеринбург, Куйбышева ул., д. 30
Список литературы
1. Bowen H. R. Social Responsibilities of the Businessman. New York: Harper, 1953. 276 p.
2. Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2006. 236 c.
3. Чечулин А. В. Стратегические коммуникации в программах маркетинга территорий // Стратегические коммуникации в бизнесе и политике. 2016. № 2. С. 201–206.
4. Завьялова Е. Б. Корпоративная социальная ответственность: эволюция подходов и идей // Финансовый бизнес. 2018. № 2 (193). С. 26–31.
5. 1001 мнение российских бизнес-лидеров: вторая волна исследования PwC и НАФИ: исследование // Аналитический центр НАФИ. 2021. 25 ноября. URL: https://nafi.ru/analytics/1001-mnenie-rossiyskikh-biznes-liderov-2-ya-volna-issledovaniya-pwc-i-nafi/ (дата обращения: 27.11.2021).
6. Захаров Н. Л. Организационное поведение государственных служащих: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. 237 с.
7. Чечулин А. В., Решетников М. М. Общественное признание. СПб.: Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, 2001. 101 с.
Рецензия
Для цитирования:
Чечулин А.В., Малявин С.Н., Лёгостев А.В. От философии корпоративной социальной ответственности к рыночным и политическим реалиям ESG. Социология и право. 2021;(4):6-11. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2021-4-6-11
For citation:
Chechulin A.V., Malyavin S.N., Legostev A.V. From the philosophy of corporate social responsibility to the market and political realities of ESG. Sociology and Law. 2021;(4):6-11. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2021-4-6-11