Особенности методики социологической диагностики уровня финансово-экономической культуры как параметра экономической системы
https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-1-36-44
Аннотация
Статья основана на научном исследовании, включающем в себя анализ материала, посвященного теме финансово-экономической культуры и родственных понятий (финансовой грамотности, экономической культуре, экономическому сознанию и установкам), а также описание авторской методики социологической диагностики и определение уровня финансово-экономической культуры любой социальной группы. Методика позволяет свести итоговое значение измерения финансово-экономической культуры к уровневому значению (с учетом трех уровней: высокого, среднего и низкого), что дает возможность проводить сравнительные операции и отслеживать динамику данных, исходя из предпочтительных социально-демографических данных изучаемой группы респондентов. Автором выделены детерминированные показатели финансово-экономической субъектности, которые измеряются весами, что позволяет говорить об объективности получаемых результатов. Апробирование методики проходило в рамках научно-исследовательской работы (под руководством профессора А. Г. Тюрикова) в Финансовом университете при Правительстве РФ.
Об авторе
Е. Л. КругловаРоссия
Елена Леонидовна Круглова — кандидат социологических наук, доцент департамента социологии
125167, Москва, Ленинградский пр., д. 49
Список литературы
1. Круглова Е. Л. Анализ метод оценки уровня финансово-экономической культуры в российской практике // Самоуправление. 2021. № 3 (125). С. 376–379.
2. Экономическая культура и резервы ее роста / под ред. А. В. Горшкова. Челябинск: Челябинский государственный университет, Уральский государственный экономический университет, 1999. 156 с.
3. Ефременко Т. Экономическая культура населения современной Украины (по материалам экспертного опроса) // Социология: теория, методы, маркетинг. 2006. № 4. С. 174−194.
4. Финансовая грамотность российских учащихся (по результатам международной программы PISA-2012) // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://ioe.hse.ru/data/8F.pdf (дата обращения: 21.12.2021).
5. Ценности культуры и модели экономического поведения: научная монография / под ред. Н. М. Лебедевой, А. Н. Татарко. М.: Спутник+, 2011. 389 с.
6. Финансовая грамотность и финансовое просвещения населения: атлас российских практик / отв. ред. Н. В. Аликперова. М.: Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, 2021. 177 с. DOI: 10.19181/monogr.978-5-89697-355-3.2021
7. Брыкин А. В., Кунижева Д. А., Большунова С. А. Методологические подходы к исследованию финансово-экономической культуры // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021. Т. 11. № 6. С. 73–80. DOI: 10.26794/2226-7867-2021-11-6-73-80
8. Тюриков А. Г., Кунижева Д. А. Финансово грамотное поведение как ключевой критерий повышения финансовой грамотности // Власть. 2020. Т. 28. № 1. С. 164–170. DOI: 10.31171/vlast.v28i1.7070
9. Тюриков А. Г., Круглова Е. Л., Кунижева Д. А. Свидетельство о депонировании № 2082414 «Технология оценки уровня финансово-экономической культуры как параметра экономической системы» от 7 октября 2021 г.
Рецензия
Для цитирования:
Круглова Е.Л. Особенности методики социологической диагностики уровня финансово-экономической культуры как параметра экономической системы. Социология и право. 2022;14(1):36-44. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-1-36-44
For citation:
Kruglova E.L. Features of sociological diagnostics methodology for measuring the level of financial and economic culture as an economic parameter. Sociology and Law. 2022;14(1):36-44. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-1-36-44