Preview

Социология и право

Расширенный поиск

О допустимости ограничения прав и свобод человека нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в контексте угрозы распространения социально значимых заболеваний (эпидемий, пандемий)

https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-1-105-114

Аннотация

В статье рассмотрен порядок введения ограничений в Санкт-Петербурге в связи с распространением в городе коронавирусной инфекции COVID-19. Утверждается, что в российском обществе отсутствует единое мнение о необходимости и целесообразности введения ограничений. Автор считает, что ограничительные меры следовало ввести. Вместе с тем, по его мнению, введенные ограничения не имеют под собой нормативного обоснования в полной мере. Сделан вывод о том, что нормы законодательства Санкт-Петербурга требуют корректировки в аспекте наделения органов государственной власти указанного города полномочиями по ограничению прав и свобод человека. Научная новизна статьи находит отражение в комплексном анализе нормативных правовых актов федерального и регионального уровней.

Об авторе

М. Г. Шишкин
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Максим Геннадьевич Шишкин — аспирант третьего года обучения кафедры конституционного и международного права

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а

 



Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками) // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. Т. 2. М.: Юрид. лит., 1982. 360 с.

3. Янгол Н. Г. Чрезвычайное законодательство и исключительные правовые режимы: курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2006. 207 с.

4. Родионов О. С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. 157 с.

5. Ситников А. П. Вопросы соотношения категорий «правовой режим», «правовое состояние», «правовой порядок» // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 31. С. 9–11.

6. Беляева Г. С. К вопросу о понятии правового режима ограничений // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. № 4. С. 11–13.

7. О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19): постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 г. № 121 // Администрация Санкт-Петербурга: офиц. сайт. URL: http://www.gov.spb.ru (дата обращения: 15.01.2022).

8. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1227.

9. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федер. закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ // Российская газета. 1999. 6 апреля.

10. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // Российская газета. 1994. 24 декабря.

11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: федер. закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ // Российская газета. 2020. 3 апреля.

12. Воронцов С. А. О соотношении прав и свобод человека с уровнем безопасности личности, общества, государства в период пандемии // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 5 (120). С. 50–53.

13. Коновалов А. М. Законно ли введены режим повышенной готовности и последовавшие за ним ограничения прав и свобод на территориях субъектов Российской Федерации? // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 7. С. 32–34. DOI: 10.18572/1813-1247-2020-7-32-34

14. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 // Российская газета. 2007. 26 мая.

15. О чрезвычайном положении: федер. конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // Российская газета. 2001. 2 июня.

16. Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней: указ Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 // Российская газета. 2020. 27 марта.

17. О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19): указ Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239 // Российская газета. 2020. 3 апреля.

18. О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19): указ Президента РФ от 28 апреля 2020 г. № 294 // Российская газета. 2020. 30 апреля.

19. Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19): указ Президента РФ от 11 мая 2020 г. № 316 // Российская газета. 2020. 13 мая.

20. У Конституции есть первородный грех, и наши власти решили согрешить еще. Интервью с И. Алебастровой // Закон. 2020. № 5. С. 14–18.

21. Гулакова В. Ю., Касторнов Н. С. Об организационно-правовых мерах борьбы с пандемией в России // Базис. 2020. № 1 (7). С. 26–29.

22. По делу о проверке конституционности постановлений Верховного Совета Северо-Осетинской ССР от 6 марта 1993 г. «О Программе комплексного решения проблемы беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, покинувших территорию Северной Осетии» и от 26 марта 1993 г. «О переговорах официальных делегаций Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики 18–20 марта 1993 года»: постановление Конституционного Суда РФ от 17 сентября 1993 г. № 17-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1994. № 6. С. 12–26.

23. По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. А. Смирнова: постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 1995 г. № 17-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 10. С. 48–53.

24. По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» (в редакции от 28 августа 1997 г.) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан»: постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. № 12-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 4. С. 39–46.

25. По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации»: постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 3. С. 45–57.

26. В ГД внесены законопроекты об использовании QR-кодов в общественных местах и на транспорте // Государственная Дума Федерального Собрания РФ: офиц. сайт. URL: http://duma.gov.ru/news/52707/ (дата обращения: 18.11.2021).

27. Путин назвал закон о QR-кодах рамочным и последнее слово дал регионам // Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ). 2021. 9 декабря. URL: http://rapsinews.ru/human_rights_protection_news/20211209/307589019.html (дата обращения: 11.12.2021).

28. О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге: закон Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 г. № 205-43 // Администрация Санкт-Петербурга: офиц. сайт. URL: www.gov.spb.ru/norm_baza/npa (дата обращения: 11.12.2021).

29. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге: закон Санкт-Петербурга от 20 октября 2005 г. № 514-76 // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. 1 ноября.

30. Устав Санкт-Петербурга // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (специальный выпуск). 1998. 23 января.


Рецензия

Для цитирования:


Шишкин М.Г. О допустимости ограничения прав и свобод человека нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в контексте угрозы распространения социально значимых заболеваний (эпидемий, пандемий). Социология и право. 2022;14(1):105-114. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-1-105-114

For citation:


Shishkin M.G. On the admissibility of restricting human rights and freedoms by a regulatory legal act of a constituent entity of the Russian Federation in the context of the threat of the spread of socially significant diseases (epidemics, pandemics). Sociology and Law. 2022;14(1):105-114. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-1-105-114

Просмотров: 241


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-6242 (Print)