Preview

Социология и право

Расширенный поиск

К проблеме формирования социального достоинства в образовательной системе

https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-3-284-298

Аннотация

Статья посвящена анализу проблемы формирования социального достоинства через систему образования. Сделан акцент на том, что современное образование проникнуто концепциями индивидуализма, которые включают в себя широко распространенное в настоящее время убеждение либеральных мыслителей в том, что образование должно быть сосредоточено на росте и развитии личности. В противовес этому тезису рассмотрена парадигма социальной солидарности и коллективизма в образовании, предложенная французским социологом Э. Дюркгеймом. Данная парадигма, по мнению ученого, способствует более результативному формированию социального достоинства. В статье предпринята попытка проанализировать различные аспекты формирования социального достоинства у молодежи: через призму ценностных ориентаций, жизненной позиции и в контексте девиантного поведения, через призму социальных норм. На основе материалов многолетних исследований различных форм девиантного поведения в молодежной среде (результатов опросов школьников, студентов вузов, несовершеннолетних в пенитенциарной системе), проведенных сектором социологии девиантного поведения Института социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИС ФНИСЦ РАН), выделены определенные социальные закономерности, способствующие росту отклоняющегося поведения детей и подростков. Показано, что стержнем достоинства выступает духовно-нравственное содержание личности. При этом важными составляющими социального достоинства являются ценностно-нормативное, правовое, гражданское сознание. Подростки с девиантной направленностью личности обнаруживают более низкие уровни развития в этих сферах. По результатам исследования авторы заключают, что низкий уровень сформированности внутреннего и внешнего (социального) достоинства приводит к развитию у подростков различных форм девиантного поведения. Согласно авторской позиции, формирование и развитие социального достоинства у молодежи видится возможным через переориентацию школы с примата воспитания индивидуализма на приобщение себя к коллективу и служение обществу.

Об авторах

И. В. Козлова
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Россия

Ирина Викторовна Козлова - научный сотрудник сектора социологии девиантного поведения

109544, Москва, Большая Андроньевская ул., д. 5, стр. 1

AuthorID: 940686



В. В. Брюно
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Россия

Виктория Владимировна Брюно - кандидат социологических наук, старший научный сотрудник сектора социологии девиантного поведения

109544, Москва, Большая Андроньевская ул., д. 5, стр. 1

AuthorID: 181955



Список литературы

1. Переосмысливая образование: образование как всеобщее благо? Париж: ЮНЕСКО, 2015. 96 с. // ЮНЕСКО. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000232555_rus/PDF/232555rus.pdf.multi (дата обращения: 28.07.2022).

2. Чуб О. И. Достоинство как педагогическая категория гуманистической педагогики // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 3. С. 126–132.

3. Кант И. О характере как образе мыслей // Психология личности. Тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Изд-во МГУ, 1982. С. 231–234.

4. Любицкая О. А. Достоинство личности как нравственная ценность гуманистической педагогики // Особенности формирования воспитывающей среды в полиэтнических и национальных детских коллективах: сборник науч. тр. по итогам Всерос. науч.-практ. конф., Хабаровск, 21 декабря 2018 г. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2019. С. 70–78.

5. Кон И. С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. 383 с.

6. Дюркгейм Э. Моральное воспитание / пер. с фр., вступ. ст., примеч. А. Б. Гофмана. М.: ИД Высшей школы экономики, 2021. 456 с.

7. Окладникова Е. А. Поколенческий разрыв: «холодная война» между учителями и обучающимися в современной средней школе // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. 2021. № 202. С. 74–86. DOI: 10.33910/1992-6464-2021-202-74-86

8. На пути к преступлению: девиантное поведение подростков и риски взросления в современной России (опыт социологического анализа): коллективная монография / под науч. ред. М. Е. Поздняковой, Т. А. Хагурова. Краснодар: Кубанский гос. ун-т; М.: Институт социологии РАН, 2012. 344 с.

9. Грушин Б. А. Массовое сознание: опыт определения и проблемы исследования. М.: Политиздат, 1987. 368 с.

10. Эфендиев А. Г., Дудина О. М. Московское студенчество в период реформирования российского общества // Социологические исследования. 1997. № 9. С. 41–56.

11. Багновская Н. М. Трансформация ценностных ориентаций российского студенчества в постсоветский период // Ярославский педагогический вестник. Серия «Гуманитарные науки». 2014. № 2. С. 280–283.

12. Ценностные ориентации российского студенчества. М.: НИУ ВШЭ, 2017. 30 с. // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». URL: https://politinst.hse.ru/zennostistud (дата обращения: 28.07.2022).

13. Селезнева А. В., Антонов Д. Е. Ценностные основания гражданского самосознания российской молодежи // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 58. С. 227–241. DOI: 10.17223/1998863Х/58/21

14. Петухов В. В. Российская молодежь и ее роль в трансформации общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 3. С. 119–138. DOI: 10.14515/monitoring.2020.3.1621

15. Зубок Ю. А., Чупров В. И., Любутов А. С., Сорокин О. В. Жизненная позиция молодежи: особенности саморегуляции // Вторые декабрьские социально-политические чтения «Как живешь, Россия?». Российское социальное государство и гражданское общество в 2020 году. Реализация национальных проектов в условиях постпандемической реальности: материалы науч.-практ. конф. (Москва, 10 декабря 2020 г.). М.: Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, 2020. С. 277–283. DOI: 10.19181/sbornik.978-5-89697-341-6.2020

16. Черныш М. Ф. Концептуальные основы социальной политики: достоинство, справедливость, равенство // Социологический журнал. 2020. Т. 26. № 1. С. 8–30. DOI: 10.19181/socjour.2020.26.1.7051

17. Позднякова М. Е. Подростки в трудной жизненной ситуации: путь к преступлению // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: сборник докладов VI Всерос. социологического конгресса (Тюмень, 14–16 октября 2020 г.) / отв. ред. В. А. Мансуров. М.: РОС; Федеральный научно-исследовательский социологический центр РАН, 2020. С. 1995–2007. DOI: 10.19181/kongress.2020.239

18. Таланов С. Л. Цифровой этикет в представлениях студентов (на материалах Ярославской области) // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2022. № 4. С. 30–43. DOI: 10.20339/AM.04-22.030


Рецензия

Для цитирования:


Козлова И.В., Брюно В.В. К проблеме формирования социального достоинства в образовательной системе. Социология и право. 2022;14(3):284-298. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-3-284-298

For citation:


Kozlova I.V., Bryuno V.V. Formation of social dignity through the education system. Sociology and Law. 2022;14(3):284-298. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-3-284-298

Просмотров: 273


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-6242 (Print)