Preview

Социология и право

Расширенный поиск

Перспективы понимания конфликта в процессе развития профессиональной идентичности

Аннотация

В статье представлен анализ особенностей поведения личности в сложных и конфликтных ситуациях профессиональной деятельности. Выделены методологические принципы формирования конфликтности в группе. Рассмотрены концепции У. Томаса, К. Левина, Г. Тэджфела, Дж. Тернера. Особое внимание уделено проблеме социального взаимоотношения индивидов как главного фактора, влияющего на формирование социальной и профессиональной идентичности личности. Акцентировано внимание на условиях, которые способствуют трансформации профессиональной идентичности. Сделаны выводы о том, что у каждого из субъектов конфликтной ситуации есть свой сложившийся репертуар поведения. В зависимости от когнитивной сложности и глубины паттернов поведения зависит продуктивность принятия решений. Приведены результаты исследования стилей поведения и особенностей профессиональной идентичности.

Об авторах

Е. А. Карпова
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Россия

доцент кафедры управления и права, кандидат психологических наук, доцент

196135, Санкт-Петербург, ул. Гастелло, д. 12

(812) 751-9579 



И. Б. Зайчикова
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики
Россия

старший преподаватель кафедры управления и права

196135, Санкт-Петербург, ул. Гастелло, д. 12

(812) 751-9579 



Список литературы

1. Карпова Е. А. Перспективы развития конфликтологической компетенции // Акмеология. 2015. № 3. С. 85-86.

2. Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб.: Речь, 2000. 368 с.

3. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 1999. 539 с.

4. Карпова Е. А. Управление конфликтами: теория и практика. СПб.: Астерион, 2015. 68 с.

5. Морено Я. Л. Социометрия: экспериментальный метод и наука об обществе. М.: Академический проект, 2001.

6. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: теоретические подходы: учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2002. 287 с.

7. Tajfel H. Instrumentality, identity and social comparisons // H. Tajfel (ed.). Social identity and intergroup relations. Cambridge: Cambridge University Press, 1982. Р. 483-507.

8. Tajfel H., Turner J. C. The social identity theory of inter-group behavior // S. Worchel and L. W. Austin (eds.). Psychology of Intergroup Relations. Chigago: Nelson-Hall, 1986. Р. 7-24.

9. Turner J. C. A self-categorization theory // Turner J. C. [et al.] (eds). Rediscovering the social group: A self-categorization theory. Oxford: Basil Black-well, 1987.

10. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2000. 380 с.

11. Карпова Е. А., Воронина М. Ф. Социальная компетентность и ее роль в современном образовательном пространстве // Социология и право. 2015. № 3. С. 25-55.

12. Дрынкина Т. И. Основные научные школы социальной психологии в историческом аспекте: учеб. пособие. СПб., 2011. 124 с.

13. Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. 880 с.

14. Marcia J. E. Identity in adolescence // Adelson J. (ed.) Handbook of adolescent psychology. New York: John Wiley, 1980.

15. Воронина М. Ф., Карпова Е. А. Ресурсные факторы жизнестойкости // Социология и право. 2013. № 3. С. 5-11.


Рецензия

Для цитирования:


Карпова Е.А., Зайчикова И.Б. Перспективы понимания конфликта в процессе развития профессиональной идентичности. Социология и право. 2016;(3):64-76.

For citation:


Karpova E.A., Zaychikova I.B. Prospects for an understanding of the conflict in the development of professional identity. Sociology and Law. 2016;(3):64-76. (In Russ.)

Просмотров: 98


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-6242 (Print)