Preview

Социология и право

Расширенный поиск

Ограничение конституционного права на проведение публичных мероприятий в условиях режима уровней реагирования

https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-2-230-239

Аннотация

В настоящем исследовании авторами рассмотрена возможность ограничения конституционного права на проведение публичных мероприятий ввиду режима уровней реагирования с фактической и юридической точки зрения. Дана оценка возможности ограничения права на публичные мероприятия в условиях военного положения и производного от него режима уровня реагирования в контексте соответствия нормам Конституции РФ. Установлены основания, при которых ограничение рассматриваемого права может быть признано допустимым. Охарактеризована юридическая возможность ограничения права на публичные мероприятия. Сделан вывод о наличии фактических оснований для применения ограничительных мер в отношении свободы публичных мероприятий в условиях среднего уровня реагирования и при отсутствии законодательной базы для этого.

Об авторах

Д. А. Моисеенко
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Дмитрий Алексеевич Моисеенко — аспирант кафедры конституционного и международного права

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а



Н. Н. Жильский
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет
Россия

Николай Николаевич Жильский — доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры правового регулирования градостроительной деятельности и транспорта; профессор кафедры конституционного и международного права

190005, Санкт-Петербург, 2-я Красноармейская ул., д. 4

190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а



Список литературы

1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 г., с изм., одобр. в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г. // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 17.04.2023).

2. Рамазанова Э. Т., Гасанов Г. А. Конституционное ограничение прав и свобод человека // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. Т. 34. № 2. С. 66–69. DOI: 10.21779/2224-0241-2020-34-2-66-69

3. О военном положении: федер. конст. закон РФ от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 1 июля 2017 г.) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35227/ (дата обращения: 17.04.2023).

4. О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской и Херсонской областей: указ Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 756 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210190002 (дата обращения: 17.04.2023).

5. О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756: указ Президента РФ от 19 октября 2022 г. № 757 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202210190003 (дата обращения: 17.04.2023).

6. О чрезвычайном положении: федер. конст. закон РФ от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (в ред. от 3 июля 2016 г.) // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_31866/ (дата обращения: 17.04.2023).

7. По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина С. А. Каткова: постановление Конституционного Суда РФ № 12-П от 18 мая 2012 г. // Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_130163/ (дата обращения: 17.04.2023).

8. Подмарев А. А. Ограничение прав и свобод человека и гражданина в условиях военного положения в Российской Федерации // Известия Саратовского университета. Новая Серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2018. Т. 18. № 1. С. 96–100. DOI: 10.18500/1994-2540-2018-18-1-96-100

9. Рубцов О. И. Понятие и признаки публичного мероприятия // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 3. С. 268–274. DOI: 10.24412/1608-8794-2021-3-268-274

10. Хорев А. Б., Ракитин В. И., Рассаднев Э. С. Сравнительный анализ специальных средств, применяемых правоохранительными органами различных стран при пресечении современных массовых беспорядков // Практика служебно-боевого применения войск при проведении специальных операций и мероприятий: сборник науч. ст. по материалам межвуз. конф. Новосибирск: Новосибирский военный ордена Жукова институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии РФ, 2021. С. 346–350.

11. Лапаева В. В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) // Журнал российского права. 2005. № 7. С. 13–23.


Рецензия

Для цитирования:


Моисеенко Д.А., Жильский Н.Н. Ограничение конституционного права на проведение публичных мероприятий в условиях режима уровней реагирования. Социология и право. 2023;15(2):230-239. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-2-230-239

For citation:


Moiseenko D.A., Zhilskiy N.N. Limitation of the constitutional right to hold public events under the regime of response levels. Sociology and Law. 2023;15(2):230-239. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-2-230-239

Просмотров: 210


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-6242 (Print)