Формирование гражданских ориентиров социальной компетентности подрастающего поколения (на примере деятельности Санкт-Петербургского отделения Российского движения школьников)
https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-3-355-366
Аннотация
В рамках настоящей статьи проанализирован процесс формирования гражданских ориентиров социальной компетентности подрастающего поколения на примере деятельности Российского движения школьников (РДШ)1. Представлены материалы качественного исследования, проведенного на базе Санкт-Петербургского отделения РДШ в 2022 г., в ходе которого подробно исследованы практики, связанные с гражданским воспитанием юных петербуржцев. Показана значимая роль РДШ в процессе воспитания будущих граждан Российской Федерации. Акцентировано внимание на том, что, несмотря на наличие недостатков и «родовых травм» в деятельности, РДШ успешно создает новые формы репрезентации гражданских ориентиров в контексте формирования социальной компетентности подрастающего поколения, а также предоставляет для участников широкий спектр направлений и видов деятельности. Автором также сделан вывод о доминировании в деятельности РДШ среди гражданских ориентиров социальной компетентности моделей, основанных на ценности патриотизма, а также о преобладании репрезентаций патриотизма, неразрывно связанных с военной тематикой, особенно событиями Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Вместе с тем определены тенденции «усталости» от указанных нарративов, что может говорить о необходимости поиска новых форм репрезентации гражданских ценностей в контексте формирования социальной компетентности подрастающего поколения.
Об авторе
Е. В. МорозРоссия
Егор Владимирович Мороз — преподаватель факультета социологии
191124, Санкт-Петербург, Смольного ул., д. 1/3
Список литературы
1. Беляева Т. Б. Модель социальной компетентности // Вестник Новгородского государственного университета. 2005. № 31. С. 8–12.
2. Абенова И. А. Характеристика понятия «социальная компетентность» // Вестник науки и образования. 2021. № 10. Ч. 1. С. 68–72. DOI: 10.24411/2312-8089-202111002
3. Король О. Ф. Социальная компетентность государственных служащих и компетентность социального взаимодействия: ключевые подходы к формированию понятий // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2014. № 5. С. 82–91.
4. Новикова А. А., Мехришвили Л. Л. Проблематика развития социальной компетентности обучающихся в высшей школе // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2019. № 4. С. 60–67. DOI: 10.26105/SSPU.2019.61.4.004
5. Келасьев В. Н., Первова И. Л. Социальная компетентность и технологии ее формирования в современной России // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2010. Вып. 3. С. 356–365.
6. Закурдаева Л. Г. Дефиниционный анализ категорий «социализация», «социализированность», «социальная компетентность», «социальная компетенция» // Актуальные вопросы современной науки. 2010. № 11. С. 65–73.
7. Губаренко И. В., Коваленко В. И., Коваленко О. В., Соколова О. А. Базовые концепции формирования социальной компетентности будущего специалиста // Наука. Искусство. Культура. 2020. № 3. С. 146–158.
8. Капустин Б. Г. Гражданство и гражданское общество. М.: ИД Гос. ун-та — Высшей школы экономики, 2011. 220 с.
9. Зарецкая И. И. Управление процессом социализации личности — инновация в воспитании // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 2. С. 50–53.
10. Сикорская Л. Е. Кризис институтов социализации современной молодежи // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15. № 4. С. 258–265.
11. Ореховская Н. А. Духовность и преемственность опыта поколений в современном российском обществе // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 4. С. 74–77.
12. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва // Российская газета. 2015. 8 июня. URL: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 08.05.2022).
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 (в ред. от 11 декабря 2020 г.) // Гарант.ру. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55070507/ (дата обращения: 05.05.2022).
14. Устав Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» // Российское движение школьников. 2019. URL: https://storage.yandexcloud.net/rdsh/uploads/fd/b87aa204c214dca42682d952695be7.pdf (дата обращения: 05.05.2022).
15. Laclau E., Mouffe S. Hegemony and socialist strategy towards a radical democratic politics. London: Verso, 2001. 240 р.
16. Berger P. L., Luckmann T. The social construction of reality. A treatise in the sociology of knowledge. New York, NY: Anchor Books, 1967. 219 р.
Рецензия
Для цитирования:
Мороз Е.В. Формирование гражданских ориентиров социальной компетентности подрастающего поколения (на примере деятельности Санкт-Петербургского отделения Российского движения школьников). Социология и право. 2023;15(3):355-366. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-3-355-366
For citation:
Moroz E.V. Formation of civil orientations of social competence of the younger generation (on the example of the activities of the St. Petersburg branch of the Russian schoolchildren’s movement). Sociology and Law. 2023;15(3):355-366. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2023-3-355-366