Preview

Социология и право

Расширенный поиск

Телефонное мошенничество как комплексная социальная проблема

https://doi.org/10.35854/2219-6242-2024-1-38-47

Аннотация

   В статье исследовано телефонное мошенничество как новый вид преступлений и острая социальная проблема. Обращено внимание на комплексный характер проблемы, поскольку ее следует рассматривать в плоскости разных дисциплин: общей юриспруденции, криминологии, социальной психологии, социальной инженерии, информационных технологий. Даны оценки Банка России о масштабах распространения этого вида преступлений и сумме похищенных денежных средств. Согласно статистике, большинство мошеннических схем базируется на приемах социальной инженерии. Указаны результаты социологического опроса населения, проведенного под руководством авторов статьи. Утверждается, что в настоящее время охват населения этим видом преступлений незначителен, но одновременно большинство граждан допускают, что могут оказаться жертвой телефонных мошенников. Десятая часть людей, получающих звонки с незнакомого номера, не прерывают разговор, даже определив, что звонит мошенник. Тем самым они оказываются в ситуации наибольшего риска. Сделан вывод о том, что в борьбе с телефонным мошенничеством граждане не занимают активную позицию и очень редко обращаются в полицию с сообщением о подозрительных звонках. По результатам исследования даны рекомендации относительно совершенствования системы профилактики и борьбы с телефонным мошенничеством.

Об авторах

О. А. Гомонова
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Ольга Андреевна Гомонова, студент бакалавриата

19900; 1-я линия В.О., д. 26; Санкт-Петербург



С. А. Иванов
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Россия

Сергей Анатольевич Иванов, доктор экономических наук, доцент, ведущий эксперт

Центр прикладных социологических исследований

198099; Промышленная ул., д. 17; Санкт-Петербург



Список литературы

1. Медведева Е. И., Крошилин С. В. Финансовое мошенничество в период пандемии COVID-19 // Народонаселение. 2022. Т. 25. № 1. С. 29–42. DOI: 10.19181/population.2022.25.1.3

2. Обзор отчетности об инцидентах информационной безопасности при переводе денежных средств. III квартал 2023 // Банк России. 2023. 27 ноября. URL: https://cbr.ru/statistics/ib/review_3q_2023/ (дата обращения: 25. 01. 2023).

3. Противодействие мошенническим практикам // Банк России. URL: https://www.cbr.ru/information_security/pmp/ (дата обращения: 26. 01. 2023).

4. Магера И. В., Майорова Л. В. Проблемы мошенничества при использовании дистанционного банковского обслуживания // Современные тенденции и инновации в науке и производстве : материалы ХII Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т. Н. Гвоздкова, С. О. Марков и др. Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т. Ф. Горбачева, 2023. С. 246-1–246-6.

5. Зотина Е. В. Претекстинг как прием социальной инженерии, используемый телефонными мошенниками: криминологический взгляд на проблему // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2022. Т. 13. № 4. С. 93–99. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/preteksting-kak-priem-sotsialnoy-inzhenerii-ispolzuemyy-telefonnymi-moshennikami-kriminologicheskiy-vzglyad-na-problemu?ysclid=lttsgcppm7260865042

6. Обзор операций, совершенных без согласия клиентов финансовых организаций // Банк России. 2023. 14 февраля. URL: https://cbr.ru/analytics/ib/operations_survey_2022/ (дата обращения: 24. 01. 2024).

7. Лебедева А. Ю. Правовые основы борьбы с телефонным мошенничеством // Перспективы развития науки в современном мире : сб. ст. по материалам II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Уфа, 20 марта 2020 г.). Уфа: НИЦ Вестник науки, 2020. С. 61–65.

8. Мочалова О. С. Телефонное мошенничество: некоторые правовые проблемы привлечения виновных к ответственности // Студенческий вестник. 2022. № 46-5. С. 9–13.

9. Кузьмин Ю. А. Предупреждение телефонного мошенничества (криминологический аспект) // Oeconomia et Jus. 2022. № 3. С. 47–54. DOI: 10.47026/2499-9636-2022-3-47-54

10. Михалёв А. В. Особенности расследования телефонных мошенничеств с банковскими картами на первоначальном этапе // Приоритетные направления развития науки и образования. 2014. № 3. С. 288–289.

11. Мешкова Н. В., Кудрявцев В. Т., Ениколопов С. Н. К психологическому портрету жертв телефонного мошенничества // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2022. № 1. С. 138–157. DOI: 10.11621/vsp.2022.01.06

12. Яджин Н. В. Психология мошенничеств, совершаемых с использованием средств сотовой связи // Концепт: науч.-метод. электрон. журнал. 2015. № Т13. С. 4261–4265. URL: http://e-koncept.ru/2015/85853.htm (дата обращения: 26. 10. 2023).

13. Первушина О. Н., Фёдоров А. А. Личностные особенности жертв телефонного мошенничества // Вопросы психологии. 2022. Т. 68. № 3. С. 92–103.

14. Противостояние угрозам телефонного мошенничества средствами искусственного интеллекта / В. Конторович, А. Кураев, Д. Бобровский [и др.] // Информационные ресурсы России. 2023. № 2. С. 72–81.

15. Борьба с телефонным мошенничеством на основе распознавания голоса с применением машинного обучения / К. Гончаров, Е. Плешакова, А. Шелягин, С. Гатауллин // Информационные ресурсы России. 2022. № 4. С. 96–104. DOI: 10.52815/0204-3653_2022_04188_96


Рецензия

Для цитирования:


Гомонова О.А., Иванов С.А. Телефонное мошенничество как комплексная социальная проблема. Социология и право. 2024;16(1):38-47. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2024-1-38-47

For citation:


Gomonova O.A., Ivanov S.A. Telephone fraud as a complex social problem. Sociology and Law. 2024;16(1):38-47. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2024-1-38-47

Просмотров: 565


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2219-6242 (Print)