

Интернет-коммуникации студенческой молодежи: аспекты конструирования сетевой идентичности (на примере студентов-первокурсников Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики)
https://doi.org/10.35854/2219-6242-2024-3-358-371
Аннотация
В статье представлены результаты исследования некоторых аспектов интернет-коммуникаций и конструируемой сетевой идентичности первокурсников университета как представителей поколения Z, или «цифровой молодежи». Результаты исследования показали, что большинство респондентов не делает большого различия между реальной и виртуальной самопрезентацией, старается придерживаться социально одобряемых образов, выступает в Сети в большей степени потребителем контента, нежели созидателем. Установлено также, что большинство участников исследования обращают внимание на изменения в конструировании своей сетевой идентичности за последние два года, при этом связывают данный процесс с личным взрослением и осознанием опасностей, которые несет в себе интернет. В перспективе, по мнению авторов, представляется интересным сфокусировать дальнейшие исследования в области регулятивных механизмов поведения цифровой молодежи в сети Интернет.
Об авторах
Е. П. ШеболкинаРоссия
Евгения Петровна Шеболкина, кандидат филологических наук, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью
190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
Н. В. Красикова
Россия
Наталья Владимировна Красикова, аспирант, начальник управления рекламы и информационного продвижения
190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
Список литературы
1. Медиапотребление «цифровой молодежи» в России: монография / под ред. Д. В. Дунаса. М.: Факультет журналистики МГУ: Изд-во Московского университета, 2021. 406 с.
2. Шеболкина Е. П., Красикова Н. В. Тренды и мотивационные факторы медиапотребления студентов Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики в 2022–2023 гг.: результаты пилотного социологического исследования // Социология и право. 2023. Т. 15. № 1. С. 70–78. DOI: 10.35854/2219-6242-2023-1-70-78
3. Шеболкина Е. П., Красикова Н. В. Оценка феномена «культуры отмены» студенческой молодежью // Социология и право. 2023. Т. 15. № 2. С. 217–229. DOI: 10.35854/2219-6242-2023-2-217-229
4. Целютина Т. В., Колесникова Н. И. Ценности поколения зумеров: профессиональная деятельность и социальная ответственность // Экономико-управленческий конгресс: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. мероприятия НИУ «БелГУ» (Белгород, 10–11 ноября 2022 г.) / отв. ред. В. М. Захаров. Белгород: Белгородский государственный национальный исследовательский университет, 2022. С. 418–424.
5. Борзилов М. Поколение Z: во что превратятся современные школьники и кто в этом виноват // МК в Питере. 2021. 25 ноября. URL: https://spb.mk.ru/social/2021/11/25/pokolenie-z-vo-chto-prevratyatsya-sovremennye-shkolniki-i-kto-v-etom-vinovat.html (дата обращения: 20.04.2024).
6. Богачева Н. В., Сивак Е. В. Мифы о «поколении Z»: доклад // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». 2019. 15 мая. URL: https://ioe.hse.ru/modernchildhood/news/311545261.html?ysclid=lzsa5wv63r894087165 (дата обращения: 20.04.2024).
7. Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Сетевая и реальная идентичность. Сравнительные исследования // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 2. С. 98–121.
8. Фленина Т. А. Смысловая структура сетевой идентичности личности современной молодежи: автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 2016. 32 с.
9. Голубева Н. А. Особенности цифровой идентичности подростков и молодежи в современном технологическом обществе // Вестник РГГУ. Серия: Психология. Педагогика. Образование. 2020. № 1. С. 130–150. DOI: 10.28995/2073-6398-2020-1-130-150
Рецензия
Для цитирования:
Шеболкина Е.П., Красикова Н.В. Интернет-коммуникации студенческой молодежи: аспекты конструирования сетевой идентичности (на примере студентов-первокурсников Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики). Социология и право. 2024;16(3):358-371. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2024-3-358-371
For citation:
Shebolkina E.P., Krasikova N.V. Internet-communications of student youth: Aspects of network identity construction (on the example of freshmen students of St. Petersburg University of Management Technologies and Economics). Sociology and Law. 2024;16(3):358-371. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2024-3-358-371