

Эволюция понятия «креативные индустрии»
https://doi.org/10.35854/2219-6242-2024-3-372-379
Аннотация
В статье исследованы истоки и эволюция понятия «креативные индустрии», включая его особенности, составляющие понятия и основные стимулирующие факторы развития. Качественный анализ исследований, социологических, экономических и культурологических научных трудов российских и зарубежных ученых, изучающих креативные индустрии, свидетельствует о том, что с момента возникновения предпосылок к формированию понятия «креативные индустрии» и до настоящего времени понятие значительно эволюционировало. Истоки его находятся на пересечении исследований в области экономики, культурологии и социологии. Видоизменяются не только его формулировки в правовом поле, но изменяется и состав задействованных индустрий и профессий. Появляются новые методы изучения параметров и состава таких индустрий. Автором выявлено, что важным фактором эволюции понятия «креативные индустрии» служит рост количества вовлеченных специалистов, и возникают в итоге новые взаимосвязанные понятия «креативный класс» и «креативный город». Последние указывают на тесную взаимосвязь социальных, экономических, политических и культурных факторов в формировании креативных индустрий как явления и как понятия. Исследования в других областях, таких как культурология, экономика, урбанистика, говорят о значительных изменениях состава, свойств и проблематики в области креативных индустрий после пандемии COVID-19 и во время кризиса. Результаты исследования показали, что с точки зрения социологии креативные индустрии недостаточно исследованы.
Ключевые слова
Об авторе
П. Н. ГубановРоссия
Петр Николаевич Губанов, аспирант
190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а
Список литературы
1. Зотова Л. Р. Креативный город: творческие индустрии и развитие городов // Креативная экономика. 2015. Т. 9. № 11. С. 1465–1490. DOI: 10.18334/ce.9.11.2085
2. Хестанов Р. З. Креативные индустрии — модели развития // Социологическое обозрение. 2018. Т. 17. № 3. С. 173–196. DOI: 10.17323/1728-192X-2018-3-173-196
3. Атлас креативных индустрии Российской Федерации. М.: Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов, 2021. 558 c.
4. Coy P. The creative economy: Which companies will thrive in the coming years? Those that value ideas above all else // Bloomberg. August 28. 2000. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2000-08-27/the-creative-economy (дата обращения: 27.04.2024).
5. Howkins J. The creative economy: How people make money from ideas. London: Allen Lane, 2001. 288 p.
6. Landry С. The creative city: A toolkit for urban innovators. London: Earthscan Publications Ltd, 2000. 300 p.
7. Зеленцова Е. В. Становление и развитие креативных индустрий в современной культуре: анализ зарубежного опыта: автореф. дис. … канд. культурологии. М., 2008. 30 с.
8. Стумпо Дж. Оценка креативных индустрий: в поисках индекса креативности // Творческие индустрии и креативная экономика как пространство исследовательской и проектной деятельности: сб. материалов Междунар. конф. М.: Классика-XXI, 2012. С. 10–22.
9. Флорида Р. Креативный класс. Люди, которые создают будущее / пер. с англ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. 384 с.
10. Флорида Р. Кто твой город? Креативная экономика и выбор места жительства / пер. с англ. Е. Лобкова. М.: Strelka Press, 2014. 368 с.
11. Креативный класс России: портрет в цифрах. Научный дайджест. Спецвыпуск / М. А. Гершман, А. В. Демьянова, Е. Ю. Полякова. М.: Высшая школа экономики, 2023. 16 с. URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/807171541.pdf (дата обращения: 27.04.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Губанов П.Н. Эволюция понятия «креативные индустрии». Социология и право. 2024;16(3):372-379. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2024-3-372-379
For citation:
Gubanov P.N. Evolution of the concept of “creative industries”. Sociology and Law. 2024;16(3):372-379. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2024-3-372-379