Preview

Социология и право

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Социологический анализ состояния и перспектив развития российской молодежи в сфере науки в условиях внешних угроз и ограничений

https://doi.org/10.35854/2219-6242-2025-2-211-221

Аннотация

В статье находит отражение социологический анализ состояния и перспектив развития молодежи в сфере науки в России с учетом современных вызовов. На основе онлайн-опроса респондентов, представляющих различные уровни научной карьеры, а также анализа вторичных данных и применения теоретических методов выявлены главные барьеры, препятствующие профессиональному росту молодых ученых. Оценена эффективность государственных мер поддержки научной деятельности и предложены рекомендации по их совершенствованию. Результаты исследования указывают на необходимость создания интегрированной экосистемы, объединяющей образование, исследования и инновации, для привлечения и удержания талантливой молодежи в науке. Полученные данные могут служить основой для принятия управленческих решений, направленных на повышение привлекательности научной карьеры и создание благоприятных условий для реализации потенциала молодых ученых в России.

Об авторе

В. А. Федотова
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Россия

Вера Александровна Федотова - аспирант кафедры управления социально-экономическими системами

190020, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44а



Список литературы

1. Коломиец А. Г. Тупики «преимущества отсталости» и возможности развития российской науки в условиях усиления геополитической конкуренции // Экономическая безопасность. 2024. Т. 7. № 1. С. 65–78. DOI: 10.18334/ecsec.7.1.120307

2. Федотова В. А. Особенности и основные формы организации, участия молодежи в научной деятельности в современной России // Социология и право. 2024. Т. 16. № 4. С. 509–517. DOI: 10.35854/2219-6242-2024-4-509-517

3. Клисторин В. И. Кадровые проблемы в отечественной науке // Управление наукой: теория и практика. 2023. Т. 5. № 2. С. 19–29. DOI: 10.19181/smtp.2023.5.2.2

4. Меркулов А. А. Решение проблемных вопросов при подготовке кадров высшей квалификации в аспирантуре научно-исследовательского института // Наукоемкие технологии. 2016. Т. 17. № 9. С. 71–76.

5. Жучкова С. В., Павлюк Д. М. Аспирантура в приоритете? Совершенствование аспирантуры как элемент программ развития вузов «Приоритета-2030» // Университетское управление: практика и анализ. 2024. Т. 28. № 1. С. 21–33. DOI: 10.15826/umpa.2024.01.002

6. Губернаторов Е. Число принятых в 2022 году аспирантов стало максимальным за последние 10 лет // Ведомости. 2023. 16 мая. URL: https://www.vedomosti.ru/society/articles/2023/05/16/975178-chislo-prinyatih-v-2022-godu-aspirantov-stalo-maksimalnimza-10-let (дата обращения: 22.07.2024).

7. Индикаторы науки: 2025: стат. сб. / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич [и др.]. М.: Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ «Высшая школа экономики», 2025. 396 с.

8. Шабалин И. Г., Вольская З. Э. Анализ кадрового потенциала российской науки // Актуальные вопросы современной экономики: междунар. науч. электрон. журнал. 2023. № 6. С. 366–373. DOI: 10.34755/IROK.2023.63.93.004

9. Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленинградской области в январе — октябре 2022 года (экономический доклад в таблицах). СПб.: Управление Федеральной службы государственной статистики по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат), 2022. 195 с.

10. Петрук Г. В. Молодежь в науке: как привлечь и удержать // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2022. Т. 14. № 1. С. 121–129. DOI: 10.24866/VVSU/2073-3984/2022-1/121-129

11. Иванченко О. С. Воспроизводство молодых ученых как социально-профессиональной группы в современных российских реалиях // Caucasian Science Bridge. 2022. Т. 5. № 4. С. 99–107. DOI: 10.18522/2658-5820.2022.4.10

12. Терентьев Е. А., Бекова С. К., Малошонок Н. Г. Кризис российской аспирантуры: источники проблем и возможности их преодоления // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22. № 5. С. 54–66. DOI: 10.15826/umpa.2018.05.049

13. Романова С. А. Анализ публикационной активности членов диссертационных советов: на примере двух образовательных организаций // Журнал высоких гуманитарных технологий. 2023. № 3. С. 124–136.

14. Капшутарь М. А. Проблема подготовки аспирантов к инновационной деятельности // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 23-й Междунар. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 24–25 апреля 2018 г.) / науч. ред. Е. М. Дорожкин, В. А. Федоров. Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2018. С. 541–544.

15. Валерий Фальков подвел итоги работы Минобрнауки России за 2022 год // Министерство науки и высшего образования РФ. 2023. 19 мая. URL: https://m.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/68131/ (дата обращения: 22.07.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Федотова В.А. Социологический анализ состояния и перспектив развития российской молодежи в сфере науки в условиях внешних угроз и ограничений. Социология и право. 2025;17(2):211-221. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2025-2-211-221

For citation:


Fedotova V.A. Sociological analysis of the state and prospects for the development of Russian youth in the field of science in the context of external threats and restrictions. Sociology and Law. 2025;17(2):211-221. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2025-2-211-221

Просмотров: 4


ISSN 2219-6242 (Print)