On the admissibility of restricting human rights and freedoms by a regulatory legal act of a constituent entity of the Russian Federation in the context of the threat of the spread of socially significant diseases (epidemics, pandemics)
https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-1-105-114
Abstract
The article discusses the procedure for introducing restrictions in St. Petersburg in connection with the spread of coronavirus infection in the city. The author notes that there is no consensus in Russian society about the necessity and expediency of introducing restrictions. The author believes that restrictive measures should have been introduced. At the same time, according to the author, the restrictions imposed do not have sufficient regulatory justification. At the same time, the author comes to the conclusion that the norms of the legislation of St. Petersburg require adjustments in terms of giving the state authorities of St. Petersburg the authority to restrict human rights and freedoms. The scientific novelty of the article is based on a comprehensive analysis of regulatory legal acts of the federal and regional levels.
About the Author
M. G. ShishkinRussian Federation
Maksim G. Shishkin — Postgraduate Student of the Department of Constitutional and International Law
44A Lermontovskiy Ave., St. Petersburg 190103
References
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками) // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Алексеев С. С. Общая теория права: в 2 т. Т. 2. М.: Юрид. лит., 1982. 360 с.
3. Янгол Н. Г. Чрезвычайное законодательство и исключительные правовые режимы: курс лекций. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения, 2006. 207 с.
4. Родионов О. С. Механизм установления правовых режимов российским законодательством: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001. 157 с.
5. Ситников А. П. Вопросы соотношения категорий «правовой режим», «правовое состояние», «правовой порядок» // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 31. С. 9–11.
6. Беляева Г. С. К вопросу о понятии правового режима ограничений // Проблемы экономики и юридической практики. 2013. № 4. С. 11–13.
7. О мерах по противодействию распространению в Санкт-Петербурге новой коронавирусной инфекции (COVID-19): постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 марта 2020 г. № 121 // Администрация Санкт-Петербурга: офиц. сайт. URL: http://www.gov.spb.ru (дата обращения: 15.01.2022).
8. О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации: закон РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1227.
9. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федер. закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ // Российская газета. 1999. 6 апреля.
10. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: федер. закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ // Российская газета. 1994. 24 декабря.
11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций: федер. закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ // Российская газета. 2020. 3 апреля.
12. Воронцов С. А. О соотношении прав и свобод человека с уровнем безопасности личности, общества, государства в период пандемии // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 5 (120). С. 50–53.
13. Коновалов А. М. Законно ли введены режим повышенной готовности и последовавшие за ним ограничения прав и свобод на территориях субъектов Российской Федерации? // Государственная власть и местное самоуправление. 2020. № 7. С. 32–34. DOI: 10.18572/1813-1247-2020-7-32-34
14. О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: постановление Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 304 // Российская газета. 2007. 26 мая.
15. О чрезвычайном положении: федер. конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ // Российская газета. 2001. 2 июня.
16. Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней: указ Президента РФ от 25 марта 2020 г. № 206 // Российская газета. 2020. 27 марта.
17. О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19): указ Президента РФ от 2 апреля 2020 г. № 239 // Российская газета. 2020. 3 апреля.
18. О продлении действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19): указ Президента РФ от 28 апреля 2020 г. № 294 // Российская газета. 2020. 30 апреля.
19. Об определении порядка продления действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в субъектах Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19): указ Президента РФ от 11 мая 2020 г. № 316 // Российская газета. 2020. 13 мая.
20. У Конституции есть первородный грех, и наши власти решили согрешить еще. Интервью с И. Алебастровой // Закон. 2020. № 5. С. 14–18.
21. Гулакова В. Ю., Касторнов Н. С. Об организационно-правовых мерах борьбы с пандемией в России // Базис. 2020. № 1 (7). С. 26–29.
22. По делу о проверке конституционности постановлений Верховного Совета Северо-Осетинской ССР от 6 марта 1993 г. «О Программе комплексного решения проблемы беженцев, вынужденных переселенцев и лиц, покинувших территорию Северной Осетии» и от 26 марта 1993 г. «О переговорах официальных делегаций Северо-Осетинской ССР и Ингушской Республики 18–20 марта 1993 года»: постановление Конституционного Суда РФ от 17 сентября 1993 г. № 17-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1994. № 6. С. 12–26.
23. По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В. А. Смирнова: постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 1995 г. № 17-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 10. С. 48–53.
24. По делу о проверке конституционности отдельных положений части первой статьи 92 Конституции Республики Башкортостан, части первой статьи 3 Закона Республики Башкортостан «О Президенте Республики Башкортостан» (в редакции от 28 августа 1997 г.) и статей 1 и 7 Закона Республики Башкортостан «О выборах Президента Республики Башкортостан»: постановление Конституционного Суда РФ от 27 апреля 1998 г. № 12-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1998. № 4. С. 39–46.
25. По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации»: постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П // Вестник Конституционного Суда РФ. 1995. № 3. С. 45–57.
26. В ГД внесены законопроекты об использовании QR-кодов в общественных местах и на транспорте // Государственная Дума Федерального Собрания РФ: офиц. сайт. URL: http://duma.gov.ru/news/52707/ (дата обращения: 18.11.2021).
27. Путин назвал закон о QR-кодах рамочным и последнее слово дал регионам // Российское агентство правовой и судебной информации (РАПСИ). 2021. 9 декабря. URL: http://rapsinews.ru/human_rights_protection_news/20211209/307589019.html (дата обращения: 11.12.2021).
28. О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге: закон Санкт-Петербурга от 8 апреля 2020 г. № 205-43 // Администрация Санкт-Петербурга: офиц. сайт. URL: www.gov.spb.ru/norm_baza/npa (дата обращения: 11.12.2021).
29. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Санкт-Петербурге: закон Санкт-Петербурга от 20 октября 2005 г. № 514-76 // Санкт-Петербургские ведомости. 2005. 1 ноября.
30. Устав Санкт-Петербурга // Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (специальный выпуск). 1998. 23 января.
Review
For citations:
Shishkin M.G. On the admissibility of restricting human rights and freedoms by a regulatory legal act of a constituent entity of the Russian Federation in the context of the threat of the spread of socially significant diseases (epidemics, pandemics). Sociology and Law. 2022;14(1):105-114. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2022-1-105-114