

Контуры отношений со временем (изучение племен и субкультур в компании «Эльба Мебель»)
https://doi.org/10.35854/2219-6242-2024-4-489-500
Аннотация
В статье речь идет о том, что предметное поле социальных наук постоянно расширяется. Одним из новых направлений социальной антропологии становится корпоративная антропология. Запрос на исследования в этом направлении исходит в первую очередь от организаций, называемых «живыми». В статье представлен опыт трансформации культуры организации в рамках авторского исследовательского проекта по корпоративной антропологии, проводимой в компании «Эльба Мебель». В процессе исследования особое внимание уделено изучению отношений со временем в организации, которое выступает как ценный социальный ресурс труда. Значение данного ресурса резко возрастает в условиях современной инновационной экономики, связанных с появлением серии различных рисков, включая риски социального, психологического и организационного характера. Понимание особенностей отношений со временем дает как моментальный эффект, проявляемый в более успешной организации труда и межличностном взаимодействии, так и существенно раздвигает горизонт планирования. По результатам полевого исследования доказано, что использование методик корпоративной антропологии позволяет существенно раздвинуть границы подходов, наработанных в тайм-менеджменте, и дает возможность организациям эффективно использовать этот ресурс для повышения персональной продуктивности сотрудников и предприятия в целом.
Об авторах
И. С. ВознесенскийРоссия
Игорь Сергеевич Вознесенский, старший преподаватель кафедры социологии и управления
125319, Москва, Ленинградский пр., д. 64
Р. Л. Боярков
Россия
Роман Леонидович Боярков, кандидат политических наук, методический директор
194044, Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский пр., д. 61а, офис 304/4
Список литературы
1. О компании // Эльба Мебель. URL: https://www.elbamebel.com/company (дата обращения: 27.05.2024).
2. Эпштейн М. Первопонятия. Ключи к культурному коду. М.: КоЛибри, 2022. 720 с.
3. Щепанская Т. Б. Система: тексты и традиции субкультуры. М.: Объединенное гуманитарное издательство, 2004. 286 с.
4. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание: сб. ст. / пер. с англ., отв. ред. и сост. М. А. Кронгауз. М.: Русские словари, 1996. 411 с.
5. Холбрад М. Контуры отношений: антропология как концептуальная морфология / пер. с англ. // Логос — философско-литературный журнал. 2022. Т. 32. № 2. С. 131–165. DOI: 10.22394/0869-5377-2022-2-131-165
6. Эльконин Б. Д. Психология развития с позиции культурно-исторической концепции: курс лекций. М.: Авторский клуб, 2022. 344 с.
7. Практики анализа качественных данных в социальных науках: учеб. пособие / отв. ред. Е. В. Полухина. М.: ИД Высшей школы экономики, 2023. 383 с.
8. Miles M. B., Huberman A. M. Qualitative data analysis: An expanded sourcebook. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 1994. 352 p.
9. Laclau E., Mouffe C. Hegemony and socialist strategy: Towards a radical democratic politics. London: Verso, 1985. 197 p.
10. Филлипс Л. Дж., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод / пер. с англ. Харьков: Гуманитарный центр, 2004. 350 с.
11. Шанин Т. Двойная рефлексивность // Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. С. 317–344.
12. Вольф Н. Живая организация. Трансформация бизнеса на пути к выдающимся результатам / пер. с англ. Ю. Константиновой. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. 288 с.
13. Кукушкин М. Живые. Как корпоративная культура спасает людей и компании. 2-е изд. М.: ИД Университета Синергия, 2021. 328 с.
14. Мейер К., Дэвис С. Живая организация: компания как живой организм: грядущая конвергенция информатики, нанотехнологии, биологии и бизнеса / пер. с англ. А. Стативка. М.: Добрая книга, 2007. 366 с.
15. Браун Д., Крамер И. Корпоративное племя. Чему антрополог может научить топменеджера / пер. с англ. И. Окунькова. М.: Альпина Паблишер, 2018. 240 с.
16. Ковалева Т. М. Группа self skills как компетентностный язык формирования «онтологической заботы о себе» // Тьюторство в открытом образовательном пространстве: языки описания и работы с «самостью» — развитие личности; становление субъектности; формирование self skills: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. (XXV Всерос. науч.-практ. конф.), 27–28 октября 2020 г. / науч. ред. Е. А. Волошина, Т. М. Ковалева, А. А. Теров. М.: Ресурс, 2020. С. 17–23.
17. Латур Б. Нового Времени не было: эссе по симметричной антропологии / пер. с фр. Д. Я. Калугина; под науч. ред. О. В. Хархордина. СПб.: Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2006. 240 с.
18. Latour B. On actor-network-theory: A few clarifications plus more than a few complications // Soziale Welt. 1996. Vol. 47. No. 4. P. 369–381. DOI: 10.2307/40878163
19. Социология вещей: сб. ст. / под ред. В. Вахштайна. М.: Территория будущего, 2006. 390 с.
Рецензия
Для цитирования:
Вознесенский И.С., Боярков Р.Л. Контуры отношений со временем (изучение племен и субкультур в компании «Эльба Мебель»). Социология и право. 2024;16(4):489-500. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2024-4-489-500
For citation:
Voznesensky I.S., Boyarkov R.L. Contours of attitudes toward time: A study of tribes and subcultures within the Elba Mebel company. Sociology and Law. 2024;16(4):489-500. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2024-4-489-500