Preview

Социология и право

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

О теории и методологии управления дополнительным профессиональным образованием в контексте парадигмы социологии

https://doi.org/10.35854/2219-6242-2025-3-332-341

Аннотация

В статье проведен анализ теории и методологии управления дополнительным профессиональным образованием (ДПО) с позиций социологии управления в условиях современных социально-экономических трансформаций. Актуальность темы обусловлена необходимостью адаптации образовательных систем к динамично изменяющемуся рынку труда, требующему от специалистов самоорганизации, критического мышления, цифровой грамотности и способности к непрерывному обучению. ДПО рассмотрено как ключевой инструмент формирования человеческого капитала и обеспечения профессиональной мобильности. В основе исследования находятся научные труды по социологии управления таких авторов, как Н. Л. Захаров, Е. М. Бабосов, В. В. Щербина и др.; классиков социологии, в частности Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. К. Мертона; эмпирические данные. Применены методы сравнительного и критического анализа, теоретического моделирования, концептуального синтеза и социального прогнозирования. Особое внимание уделено трехуровневой структуре социологии управления (эмпирия, теория среднего уровня, методология), которая позволяет изучать ДПО через социологические исследования, учитывать мотивацию слушателей и разрабатывать адаптивные образовательные программы.

В статье раскрыты методологические основы управления ДПО, включая тектологический подход А. А. Богданова, системный анализ и популяционную экологию. Указано на необходимость интеграции ДПО с рынком труда, разработки междисциплинарных программ и преодоления институциональной инерции. Рассмотрены модели ДПО, такие как корпоративная модель Российского государственного педагогического университета (РГПУ) имени А. И. Герцена и межвузовская кооперация, направленные на повышение квалификации и профессиональную социализацию. Результаты показывают многокомпонентность управления ДПО, требующую учета профессиональных, социокультурных и психолого-педагогических аспектов для подготовки специалистов, способных адаптироваться к современным вызовам.

Об авторах

А. В. Лёгостев
Уральский государственный горный университет
Россия

Андрей Викторович Лёгостев – кандидат социологических наук, академик Международной
академии аграрного образования (МААО), директор Института дополнительного профессионального образования

620144, Екатеринбург, Куйбышева ул., д. 30

 



С. В. Береснева
Уральский государственный горный университет
Россия

Светлана Викторовна – Береснева и. о. директора Института дополнительного профессионального образования

620144, Екатеринбург, Куйбышева ул., д. 30



Список литературы

1. Щербина В. В. Социология управления как специальная социолого-регулятивная теория: генезис, рост, перспективы // Социологические исследования. 2020. № 5. С. 56–66. DOI: 10.31857/S013216250009420-5

2. Бабосов Е. М. Социология управления: пособие для студентов вузов. Мн.: ТетраСистемс, 2006. 288 с.

3. Зборовский Г. Е. Избранное: 1972–2022. Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2023. 749 с.

4. Методологические основания социологии управления / Н. Л. Захаров, А. Л. Кузнецов, А. В. Воронцов, М. Б. Перфильева, А. В. Прокофьева, А. Ю. Внутских // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2023. № 2. С. 251–267. DOI: 10.17072/2078-7898/2023-2-251-267

5. Сетров М. И. Основы функциональной теории организации: философский очерк. Ленинград: Наука, 1972. 164 с.

6. Хэннан М., Фримен Дж. Популяционная экология организаций / пер. с англ. Г. Б. Юдина // Экономическая социология. 2013. Т. 14. № 2. С. 42–71.

7. Мертон Р. К. Социальная теория и социальная структура / пер. с англ. М.: АСТ, Хранитель, 2006. 873 с.

8. Демидова Е. И., Гришин С. Е., Константинова Л. В., Митрохина Т. Н. Формирование интегрированной системы образования: постановка проблемы // Власть. 2019. Т. 27. № 4. С. 46–50. DOI: 10.31171/vlast.v27i4.6584

9. Котлярова И. О. Развитие инноваций в дополнительном профессиональном образовании // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2021. Т. 13. № 3. С. 6–22. DOI: 10.14529/ped210301

10. Игнатьева И. Ф. Понимание социальной сферы в социальном менеджменте // Известия СПбГЭТУ «ЛЭТИ». 2013. № 6. С. 132–139.

11. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии / пер. с фр. Л. Б. Гофмана. М.: Наука, 1991. 572 с.

12. Parsons T. Theories of society: Foundations of modern sociological theory. New York: Free Press, 1961. 1479 p.

13. Береснева С. В. Специфика социально-профессиональной среды потребителя ДПО // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2024. № 3. С. 206–211. DOI: 10.52452/18115942_2024_3_206

14. Интеграция ресурсов общего, профессионального и дополнительного профессионального образования как фактор успешности в реализации современных образовательных проектов / В. Н. Шелудько, О. Н. Ковальчук, А. А. Минина, С. Т. Сидоренко, И. Ю. Соловьев // Инновации. 2018. № 10. С. 3–6.

15. Арджирис К. Организационное научение / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2004. 563 с.

16. Ирхина И. В., Кравец А. О. Анализ современных моделей дополнительного профессионального образования научно-педагогических кадров в университетах // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2022. Т. 41. № 3. С. 496–508. DOI: 10.52575/2712-7451-2022-41-3-496-508


Рецензия

Для цитирования:


Лёгостев А.В., Береснева С.В. О теории и методологии управления дополнительным профессиональным образованием в контексте парадигмы социологии. Социология и право. 2025;17(3):332-341. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2025-3-332-341

For citation:


Lyogostev A.V., Beresneva S.V. On the theory and methodology of management of additional professional education in the context of the paradigm of sociology. Sociology and Law. 2025;17(3):332-341. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2025-3-332-341

Просмотров: 5


ISSN 2219-6242 (Print)