СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕСТВА
В статье исследованы проблемы и тенденции развития современной теоретической социологии с позиций трех доминирующих направлений: анализа противоречий современного капитализма, цифровизации общества, процессов глобализации и локализации. Тенденция выявления противоречий современного капитализма позволяет сдерживать и корректировать негативные факторы развития России и стран Глобального Юга. Анализ цифровизации общества акцентирует внимание на социальных последствиях внедрения в России и мире цифровой версии современного капитализма. Осмысление явлений глобализации и локализации укладывается в логику экспансии стран Глобального Севера, что встречает растущий отпор стран Глобального Юга. Социология либо призвана обслуживать интересы стран Глобального Севера, что соответствует классической концепции науки, либо ориентироваться на новых игроков на мировой арене в лице стран Глобального Юга, что влечет за собой постколониальный социологический дискурс, удачно сочетающийся с принципами постнеклассической науки. Основой суверенизации России служит цивилизационный анализ на базе идей евразийства, теории множественных модернов, идеи Русского мира и суверенизации отечественной науки.
В статье проведен анализ теории и методологии управления дополнительным профессиональным образованием (ДПО) с позиций социологии управления в условиях современных социально-экономических трансформаций. Актуальность темы обусловлена необходимостью адаптации образовательных систем к динамично изменяющемуся рынку труда, требующему от специалистов самоорганизации, критического мышления, цифровой грамотности и способности к непрерывному обучению. ДПО рассмотрено как ключевой инструмент формирования человеческого капитала и обеспечения профессиональной мобильности. В основе исследования находятся научные труды по социологии управления таких авторов, как Н. Л. Захаров, Е. М. Бабосов, В. В. Щербина и др.; классиков социологии, в частности Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Р. К. Мертона; эмпирические данные. Применены методы сравнительного и критического анализа, теоретического моделирования, концептуального синтеза и социального прогнозирования. Особое внимание уделено трехуровневой структуре социологии управления (эмпирия, теория среднего уровня, методология), которая позволяет изучать ДПО через социологические исследования, учитывать мотивацию слушателей и разрабатывать адаптивные образовательные программы.
В статье раскрыты методологические основы управления ДПО, включая тектологический подход А. А. Богданова, системный анализ и популяционную экологию. Указано на необходимость интеграции ДПО с рынком труда, разработки междисциплинарных программ и преодоления институциональной инерции. Рассмотрены модели ДПО, такие как корпоративная модель Российского государственного педагогического университета (РГПУ) имени А. И. Герцена и межвузовская кооперация, направленные на повышение квалификации и профессиональную социализацию. Результаты показывают многокомпонентность управления ДПО, требующую учета профессиональных, социокультурных и психолого-педагогических аспектов для подготовки специалистов, способных адаптироваться к современным вызовам.
В статье утверждается, что в современных экономических условиях, в которых динамика изменения демографической ситуации в России ежегодно имеет отрицательный прирост, для развития страны все более актуальным становится процесс формирования экономической самостоятельности семьи. Российское государство предпринимает ряд мер по поддержке и развитию экономической самостоятельности семьи. Данные меры приведены в Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. Настоящее исследование посвящено вопросу изучения экономической самостоятельности российской семьи через анализ планов, изложенных в Концепции на 2014–2025 гг., и достигнутых результатов. В нем авторами рассмотрены статистические данные, а также оценены итоги реализации Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г.
В статье раскрыты ключевые аспекты формирования индивидуальных предпочтений в отношении альтернативных форматов организации рабочего времени в противовес классической схеме 40-часовой рабочей недели с пятидневным рабочим графиком и обязательным присутствием на рабочем месте, а также показана их зависимость от вопросов сохранения/уменьшения текущего уровня оплаты труда. Для интерпретации результатов использованы общенаучные методы анализа и синтеза, системный метод, факторный анализ, позволившие изучить влияние различных факторов на принятие решения относительно выбора между современными форматами работы. По итогам проведенного исследования сделан вывод о том, что возрастной фактор является определяющим при выборе модели гибкой занятости с пониженной оплатой труда. Утверждается, что существует четкая корреляция между возрастом работника и его готовностью к таким условиям труда. Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что внедрение различных форматов гибкой занятости требует индивидуального подхода к разным категориям работников и учета их специфических предпочтений в организации рабочего времени.
В статье утверждается, что распространенный характер угнетения и насилия в семейных отношениях претерпел значительные изменения под влиянием социально-экономической динамики и культурных перемен. В современном обществе, по мнению автора статьи, эти явления нельзя рассматривать изолированно; напротив, они неразрывно связаны с более широким структурным неравенством и системной несправедливостью. Семья, часто описываемая как место поддержки и любви, может одновременно служить ареной конфликтов и угнетения, отражая окружающую ее социальную структуру. Выявление того, как семейные отношения пересекаются с общественными нормами, дает важное представление о том, как сохраняется динамика власти или каким образом ей противостоят. По мере происходящих социальных изменений, особенно в аспекте гендерных ролей, экономических условий и государственного вмешательства, восприятие и переживание домашнего насилия становится ключевым для понимания более широких последствий социальных перемен. Социальные изменения последних десятилетий показали сложности, связанные с насилием и угнетением, особенно в рамках семейных структур. Анализ этих вопросов, отраженных в статье, свидетельствует о том, что насилие — это не просто индивидуальное действие, а часть системной проблемы, которая отражает и усугубляет более широкое социальное неравенство. Кроме того, роль политических мер реагирования, таких как законодательство о борьбе с домашним насилием и о службах социальной поддержки, может смягчить или усилить эти сложности и тем самым существенно повлиять на семейные отношения. Согласно авторской позиции, изучение взаимосвязи между угнетением, насилием и семейными отношениями требует междисциплинарного подхода, основанного на социологии, психологии и государственной политике. Проведенное исследование вносит своего рода вклад в продолжающуюся дискуссию о семейной динамике и социальных изменениях, а также в понимание того, каким образом крупные социальные структуры формируют индивидуальный опыт насилия и угнетения.
В статье проведен анализ формирования основ социальной мобильности у воспитанников семейных детских домов как одного из приоритетных направлений государственной социальной политики и инструмента обеспечения социальной справедливости. Исследование основано на актуальности перехода от институциональных форм воспитания к семейным детским домам, что отражено в Указе Президента Республики Узбекистан от 1 июня 2023 г. № УП-82, согласно которому к 2025 г. планируется поэтапная ликвидация традиционных интернатных учреждений. Цель исследования — определить ключевые факторы и институциональные механизмы, влияющие на возможности социальной мобильности детей, оставшихся без попечения родителей, а также оценить степень эффективности существующей системы. В рамках исследования использованы социологические методы, в том числе экспертный опрос (N = 30) и анкетирование воспитанников семейных детских домов г. Ташкента. Методологической основой послужили структурно-функциональный, конфликтный, интеракционистский и неоинституциональный подходы. Результаты показали, что главными каналами достижения жизненного успеха воспитанники считают образование (45 %), профессиональную деятельность (38 %) и предпринимательство (30 %). Выявлена низкая активность молодежи и недостаточное внимание со стороны неправительственных организаций и молодежных крыльев политических партий к вопросам социальной мобильности. Установлено, что для устойчивого развития данного направления необходимы усиление межинституционального взаимодействия, расширение программ поддержки и развитие субъектности молодежи.
В статье утверждается, что стремительное распространение цифровых коммуникаций трансформирует пространство принятия демографических решений молодежью, смещая его от традиционных социальных институтов к медийным платформам, инфлюенсерам и алгоритмам цифровой среды. Цель статьи – концептуализировать «цифровую социокультурную среду» в демографии как многослойную экосистему и описать ее внутреннюю архитектуру. Автором проанализированы вторичные эмпирические данные, демонстрирующие влияние различных медиасистем на брачные, репродуктивные и миграционные установки российской молодежи. Методологически работа опирается на обзор зарубежной и отечественной литературы, цель которого не только суммировать известные данные, но и построить или уточнить теоретическую модель. Использованы эмпирические данные: вторичный анализ массивов российских и зарубежных социологических центров, результаты социологических исследований российских ученых. Результатом исследования стала разработка пятиуровневой модели экосистемы (инфраструктурный, платформенный, дискурсивно-контентный, интеракционный, нормативный) на основе обзора литературы. Предложены операционные определения понятий «медиаопосредованная социализация», «цифровая социокультурная среда» и «экосистема демографического выбора» как новых категорий демографического анализа. Показано, что форматы цифровой экосистемы за последние годы сдвинули медиану желаемого возраста первого брака на четыре года. Вместе с тем доля тех, для кого идеалом семьи является один ребенок, за последние десять лет сократилась c 10 до 3 %. В выводах акцент сделан на необходимости учета экосистемного измерения при разработке демографической политики, а также на потенциале цифровых платформ как каналов адресного нормотворчества.
ПРАВО В ЖИЗНИ ГОСУДАРСТВА И ЛИЧНОСТИ
В статье проведен анализ правовых аспектов внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в сферу государственного управления и администрирования, выявлены нормативно-правовые пробелы и предложены меры по их устранению. К задачам исследования отнесены следующие: проанализировать подходы к правовому регулированию ИИ в государственном управлении в различных юрисдикциях; определить ключевые риски и вызовы, связанные с использованием ИИ в публичной власти; сравнить нормативно-правовые модели регулирования ИИ в России, США, странах Европейского союза (ЕС) и Китае. Исследование основано на компаративно-правовом методе, а также методах системного и функционального анализа. Использованы нормативно-правовые акты, аналитические доклады международных организаций (Всемирного банка, ОЭСР, ООН), академические публикации и кейсы из административной практики. Авторами выявлены различия в подходах к регулированию ИИ, от мягкого права и саморегулирования (США) до жестких нормативных механизмов с элементами государственного контроля (Китай, ЕС). Показано, что в России отсутствует комплексное законодательство в сфере ИИ в государственном управлении, что создает риски правовой неопределенности и снижения уровня доверия к цифровым административным решениям. Для обеспечения законности, прозрачности и ответственности при использовании ИИ в государственном управлении необходима разработка единой нормативной рамки, учитывающей как международный опыт, так и специфику российской административной системы. Особое внимание, по мнению авторов статьи, следует уделить механизмам алгоритмической подотчетности, защите персональных данных и соблюдению прав граждан при взаимодействии с ИИ-решениями.
В статье рассмотрены вопросы кадрового обеспечения в правоохранительных органах. Основное внимание обращено на особенности и трудности профессиональной деятельности следователей органов внутренних дел. Проанализированы вопросы текучести, закрепляемости, профессиональной адаптации следователей. Определены внешние и внутренние факторы, влияющие на прохождение службы. Исследовано значение профессиональной удовлетворенности сотрудников как важнейшего показателя адаптации и закрепляемости в профессии. Показано значение организационно-правовых, личностных и социально-экономических факторов и условий прохождения службы. Раскрыта также роль организации руководства и наставничества в кадровом обеспечении. Определены приоритетные направления совершенствования условий профессиональной деятельности следователя.
В статье рассмотрены актуальные для уголовного процесса вопросы, связанные с необходимостью законодательного закрепления оснований и процессуального порядка изменения обвинения в направлении его усиления. Утверждается, что действующие нормы Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ) предусматривают обязательное оформление любых изменений обвинения в самостоятельном процессуальном акте, содержание которого должно быть своевременно доведено до сведения обвиняемого на этапе до завершения предварительного расследования. Автор предлагает разграничить два порядка изменения обвинения: упрощенный, не требующий повторного предъявления обвинения, и более сложный, предполагающий вынесение нового постановления и проведение предусмотренных процедур. Отдельное внимание уделено проблеме усиления обвинения на стадии судебного разбирательства. В этой связи предлагается идея о расширении полномочий государственного обвинителя. Прокурор при этом получает право заявить письменное ходатайство об изменении обвинения на более тяжкое в судебном заседании, а суд, не возвращая дела прокурору, объявляет перерыв для формулирования нового обвинения и предоставления стороне защиты времени на подготовку своей позиции. Основная цель исследования — определить основания и процессуальный порядок изменения обвинения на более тяжкое на стадии предварительного расследования и при рассмотрении дела судом, обеспечить обвиняемого правом на защиту, соблюсти процессуальные сроки, обеспечить состязательность сторон.
В статье раскрыта проблема административной ответственности за правонарушения, связанные с управлением транспортным средством в состоянии опьянения, через призму восприятия российским обществом. Проанализированы результаты социологического исследования общественного мнения. По итогам анализа автором предложено рассмотреть варианты внесения дополнений в действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), связанных с превентивными мерами по оснащению транспортных средств интеллектуальными системами контроля движения, то есть техническими блокираторами зажигания (алкозамками). Сделан вывод о необходимости развития правосознания, создания в обществе высокой административно-правовой культуры и применения достижений современных систем контроля (технических средств), фиксирующих нарушения Правил дорожного движения (ПДД) в автоматическом режиме.
В статье проведен анализ сущности и функций такого правового принципа в российской гражданско-правовой системе, как эстоппель. Раскрыты особенности его правовой природы и правоприменения в условиях отсутствия легального закрепления. Особое внимание уделено проблемным аспектам практического использования данного института в материальных и процессуальных отношениях. Рассмотрены доктринальные подходы, а также примеры применения принципа в судебной практике, в том числе в арбитражных делах. Обоснована необходимость нормативного закрепления эстоппеля как универсального принципа, направленного на обеспечение стабильности и добросовестности гражданского оборота.
Автором проанализированы различные взгляды на искусственный интеллект как субъект права. Рассмотрены вопросы его изначальной природы, изучена логика перехода субъекта права из субъекта познания. Далее, на основе опыта наделения нечеловеческих сущностей статусом субъекта права, исследована целесообразность присвоения искусственному интеллекту соответствующего статуса. В заключение сделаны выводы о преждевременности и рисках наделения искусственного интеллекта таким статусом на современном этапе развития общественных отношений.
В статье рассмотрены правовые и практические проблемы, возникающие при одновременном проведении процедур банкротства юридических лиц и контролирующих их физических лиц. Особое внимание уделено вопросам, связанным с включением в реестр требований кредиторов гражданина требования, основанного на судебном акте о привлечении к субсидиарной ответственности. Проанализирован аспект неопределенности сроков подачи соответствующего заявления. Находит отражение и проблема определения очередности требования, основанного на судебном акте о привлечении к субсидиарной ответственности. Актуализированы проблемные вопросы доступа контролируемого лица к документам банкрота до рассмотрения судом требования о включении в реестр требований кредиторов контролирующего лица. Выявлены сложности при оспаривании сделок, совершенных контролирующим лицом, в контексте конкуренции интересов конкурсной массы контролирующего и контролируемого лиц. Сформулированы предложения о восполнении правовых пробелов и повышении эффективности решения рассмотренных проблем.