Preview

Социология и право

Расширенный поиск
Доступ открыт Открытый доступ  Доступ закрыт Только для подписчиков

Правовые проблемы внедрения ИИ-технологий в систему государственного управления и администрирования: российский и международный опыт

https://doi.org/10.35854/2219-6242-2025-3-386-396

Аннотация

В статье проведен анализ правовых аспектов внедрения технологий искусственного интеллекта (ИИ) в сферу государственного управления и администрирования, выявлены нормативно-правовые пробелы и предложены меры по их устранению. К задачам исследования отнесены следующие: проанализировать подходы к правовому регулированию ИИ в государственном управлении в различных юрисдикциях; определить ключевые риски и вызовы, связанные с использованием ИИ в публичной власти; сравнить нормативно-правовые модели регулирования ИИ в России, США, странах Европейского союза (ЕС) и Китае. Исследование основано на компаративно-правовом методе, а также методах системного и функционального анализа. Использованы нормативно-правовые акты, аналитические доклады международных организаций (Всемирного банка, ОЭСР, ООН), академические публикации и кейсы из административной практики. Авторами выявлены различия в подходах к регулированию ИИ, от мягкого права и саморегулирования (США) до жестких нормативных механизмов с элементами государственного контроля (Китай, ЕС). Показано, что в России отсутствует комплексное законодательство в сфере ИИ в государственном управлении, что создает риски правовой неопределенности и снижения уровня доверия к цифровым административным решениям. Для обеспечения законности, прозрачности и ответственности при использовании ИИ в государственном управлении необходима разработка единой нормативной рамки, учитывающей как международный опыт, так и специфику российской административной системы. Особое внимание, по мнению авторов статьи, следует уделить механизмам алгоритмической подотчетности, защите персональных данных и соблюдению прав граждан при взаимодействии с ИИ-решениями.

Об авторах

А. В. Буньков
Институт проблем передачи информации имени А. А. Харкевича РАН (ИППИ РАН)
Россия

Алексей Васильевич Буньков – руководитель направления Автономной некоммерческой организации «Институт развития интернета»; научный сотрудник Лаборатории обработки и передачи информации в когнитивных системах

127051, Москва, Большой Каретный пер., д. 19, стр. 1



Д. А. Репин
Институт проблем передачи информации имени А. А. Харкевича РАН (ИППИ РАН)
Россия

Дмитрий Александрович Репин – доктор социологических наук, доцент, руководитель Лаборатории обработки и передачи информации в когнитивных системах

127051, Москва, Большой Каретный пер., д. 19, стр. 1

 



П. Е. Щеголев
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Россия

Павел Евгеньевич Щеголев – заместитель директора Департамента организации медицинской помощи и санаторно-курортного дела

127994, ГСП-4, Москва, Рахмановский пер., д. 3.



Список литературы

1. Local officials in China told to use DeepSeek AI to help them make decisions // South China Morning Post. February 20. 2025. URL: https://www.scmp.com/news/china/politics/article/3299343/local-officials-china-told-use-deepseek-ai-help-them-make-decisions (дата обращения: 17.06.2025).

2. Репин Д. А., Игнатьев С. А. «Внедрять нельзя отказаться»: влияние этики на применение технологий искусственного интеллекта в управлении социально-экономическими процессами // Экономика и управление. 2024. Т. 30. № 12. С. 1503–1509. DOI: 10.35854/1998-1627-2024-12-1503-1509

3. Лебедев М. А., Репин Д. А., Тимофеева М. А. Перспективы применения нейроинтерфейсов и технологий расширенной реальности в государственном управлении // Экономика и управление. 2025. Т. 31. № 4. С. 467–474. DOI: 10.35854/1998-1627-2025-4-467-474

4. Федоров М. В., Репин Д. А., Игнатьев С. А. Технологии искусственного интеллекта в государственном управлении: разработка парадигмы разумного (само)ограничения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2024. № 5. С. 46–53.

5. General data protection regulation (GDPR) / Regulation (EU) 2016/679 of the European Parliament and of the Council of 27 April 2016 // GDPR.EU. URL: https://gdpr.eu/tag/gdpr/ (дата обращения: 09.05.2025).

6. Репин Д. А., Игнатьев С. А. Нейротехнологии в управленческой коммуникации (на примере нейроинтерфейсов) // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2025. № 1. С. 84–90.

7. Репин Д. А., Клевцова О. Ю. Нейротехнологии в когнитивных системах и их влияние на трансформацию государственного управления // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2024. № 6. С. 28–34.

8. Recommendation on the ethics of artificial intelligence. Adopted on 23 November 2021. Paris: UNESCO, 2022. 44 p. URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000381137 (дата обращения: 15.05.2025).

9. Брычеев А. С. Государственное управление и искусственный интеллект: новые возможности для малого и среднего бизнеса // Вестник Евразийской науки: сетевое издание. 2024. Т. 16. № s5. URL: https://esj.today/PDF/31FAVN524.pdf (дата обращения: 21.05.2025).

10. Fedorov M. V. Socio-economic aspects of the introduction of artificial intelligence technologies // Journal of Digital Economy Research. 2023. Vol. 1. No. 1. P. 6–60. DOI: 10.24833/14511791-2023-1-6-60


Рецензия

Для цитирования:


Буньков А.В., Репин Д.А., Щеголев П.Е. Правовые проблемы внедрения ИИ-технологий в систему государственного управления и администрирования: российский и международный опыт. Социология и право. 2025;17(3):386-396. https://doi.org/10.35854/2219-6242-2025-3-386-396

For citation:


Bunkov A.V., Repin D.A., Shchegolev P.E. Legal issues of implementing AI technologies in public administration and governance: Russian and international experience. Sociology and Law. 2025;17(3):386-396. (In Russ.) https://doi.org/10.35854/2219-6242-2025-3-386-396

Просмотров: 8


ISSN 2219-6242 (Print)